Советская Арктика. 1935, № 1.

С. А. Б Е Р Г А ВИНО В ] 2 Советская А р к т и к а -1935-№ 1 СУЩЕСТВО РАЛОТЫ ПОЛИТОТДЕЛОВ Недавно мы отмечали пятнадцатилетие советской работы в Арктике и годовщину спасения замечательного отряда нашей великой родины — „челюскинцев". Немногим ранее — в феврале — исполнилось два года работы Главсевморпути. Каждая из этих дат имеет с в о ю историю, с в о и блестящие страницы победы, с в о и недостатки. Но г л а в н о е существо этих дат заключается в одном: с о в е т с к а я А р к т и к а в о л ею п а р т и и, у с и л и я ми е е л ю д е й п с е б о л ь ш е и б о л ь ш е в т я г и- в а е т с я в о б щ у ю о р б и т у с о ц и а л и с т и ч е с к о г о п о д ъ е м а с т р а н ы. Крайний север за последние годы очень заметно меняет свой хозяй­ ственный облик и становится серьезнейшей частью общего социалистиче­ ского строительства Советского Союза. Наша Арктика уже в настоящее время располагает самым сильным в мире ледокольным флотом, имеет свыше 40 полярных станций (а в 1928 году их было всего 10), из них многие имеют свои самолеты. Нашими учеными проделана огромная работа по гидрографии и гидрологии северных морей, особенно Карского моря. Проведен ряд блестящих экспедиций, имеющих мировое значение, в том числе походы „Сибирякова", „Челюскина" и „Литке“. На Севере создано несколько почтово-пассажирских авиолиний: Тюмень—Обдорск, Красноярск— Игарка — Дудинка. Начали работать линии Хабаровск — Анадырь—м. Шмидта — остров Врангеля, а также Якутск—Тикси. За два последних года количество самолетов в Арктике увеличилось в 10—12 раз. И все же эти большие и успешные работы на море и побережье были л и шь п е р в ым этапом освоения Арктики. Сейчас советские полярники под руководством тов. Шмидта вступили во в т о р о й этап своей работы — в период детального изучения и практического освоения всего хозяйства Арктики и Крайнего севера. Уж теперь в Арктике мы добываем несколько сот тысяч тонн каменного угля, до 12 тыс. тонн плавикового шпата, тысячи тонн свинца и цинка, вырабатывается до 3 млн. банок рыбоконсервов, создано 18 оленеводческих совхозов с поголовьем свыше 150 тыс. оленей и заготавливается в 1935 году пуш­ нины (главным образом, песца) на 15—16 млн. руб. Северный морской путь уже перестал быть „ледяным погребом". Большевики превратили его в боевой участок работы страны пролетар­ ской диктатуры. Одни только наши экспортные операции в Арктике дадут стране в 1935 году 6—7 млн. руб. валюты. На базе полиметал­ лических месторождений (никель, медь, кобальт, платина) ведется под­ готовка к крупному промышленному строительству в Норильске (по Енисею, за Дудинкой). В бухте Нордвик не без успеха развертываются геологические разведки на нефть и каменную соль. Проводятся первые опыты посевов на Крайнем севере; зерновыми и овощными культурами в 1935 году будет засеяно 560 га (кроме 2000 га в наших „южных" совхозах). Проведение таких серьезных хозяйственно-политических задач в Арктике, разумеется, требует квалифицированных, стойких и муже­ ственных работников. Такие люди у нас есть, из них и состоит о с н о в н о й к о с т я к работников морских и речных судов, полярных станций, авио-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz