Советская Арктика. 1936, №9.

В. И. Аккуратов. К высоким широтам на самолете 93 следования, так как ветер заметно менялся. Но лишь только я взял перископ, как силь­ ный удар электрического тока заставил бы­ стро отдернуть от металлического кожуха руки. Я недоумевал, попытался еще раз взять, удар повторился. Об этом сообщил Ивашину. Тут я обнаружил, что все метал­ лические вещи на самолете при прикосно­ вении к ним давали искру и сильно били током. Смотрю на компасы. Невероятный фокс­ трот отплясывали стрелки, как-будто под влиянием какой-то неведомой силы. Все три компаса, два штурманских и один пи­ лота, показывали различно. Убедившись, что компасы действительно „опьянели”, и видя, что погода ухудшается, Махоткин развер­ нулся по жироскопическому курсодержате- лю и пошел назад. Итти вперед в такую погоду с неработающими компасами—боль­ ше чем безумие. При развороте „Н-127" пропал в тумане. Но вот он приблизился к нам, и мы идем обратно на малой высоте, оіли без компасов, ориентируясь по наиболее светлым облакам. Через 1 час и 40 минут после поворота вы­ скочили из облаков—какая-то земля. Пошли по кромке низкого берега. Видимость не больше одного километра. Иногда заряды тумана скрывали самолеты друг от друга. Пройдя минут 15 над берегом вдоль полы­ ньи, попали в пургу. Водопьянов потерялся в ней. Погода стала настолько угрожающей, что необходимо стало садиться и переждать nyprj'. В стороне от места потери Водо­ пьянова сквозь пелену снега мелькнули оди­ нокий домик, масса собак и хорошо защи­ щенная бухта. Делаем круг. Мягко и уве­ ренно Махоткин сажает машину. Рулим к домику. При виде грозно рычащего само­ лета собаки с визгом разбежались. Подходим к домику. Входная дверь ока­ залась отпертой. Входим в темные сенцы. Еще десятка полтора собак с лаем броса­ ются мимо нас и исчезают. Входим в избу. В большой комнате людей не оказалось. Повидимому, хозяева ушли на охоту. Но кто они? Ненцы или русские промышлен­ ники? Печка с чисто вымытой кухонной утварью, медный самовар, в углу умывальник, зуб­ ные щетки, туалетное мыло. На столе шах­ маты, журнал „Большевик1', газета „Север­ ная Правда", по стенам портреты вождей. Висят винтовки, гладкоствольное оружие. В углу в ящиках сливочное масло, сахар, конфеты, чай, мука, хлеб. Обстановка впол­ не культурная, зажиточная. Осматриваем сараи около дома. Все они забиты тушами тюленей, морского зайца; висят шкуры медведей, оленей. У избы стоят нарты, загруженные пушниной, видимо готовые к отъезду. Прикручиваем самолет покрепче к земле и устраиваемся в домике. По характерному изгибу мыса узнаем, что сели в бухте Бод- ванской, на самой северной точке острова Вайгач, в 11 километрах от зимовки. Наступает ночь, темная, пуржистая. По очереди ходим дежурить у самолета. В из­ бе холодно, на улице —24J. в комнате —8°. Разожгли примус и притащили спальные мешки из самолета. После горячего чая стадо тепло и уютно. Н о— беспокойство за „Н-127“‘ Сел ли Водопьянов благополучно, заметили ли он станцию ьайгач, не полетел ли он на розыски нас и тем осложнил свое положение? Сотни мыслей лезли в голову. В 4 часа утра Ивашин уже будил нас. Пурга угомонилась. Небо было покрыто тучами, но тихо и видимость больше 10 ки­ лометров. Стали греть воду для мотора. У нас было специальное приспособление для нагрева: брезентовый бак с металличе­ ским дном. Но вода в нем держалась так же „хорошо", как в решете, хотя в Москве он и выдержал испытание. Как потом выяс­ нилось, такая же картина получилась и у Водопьянова. Эги мешки пришлось выбро­ сить. Стали собирать посуду: банки, ведра, кастрюли, самовар, чайники—все пустили в ход. Грели на улице на кусках сала нерпы. Целых 4 часа ушло на нагрев воды. Неволь­ но вспомнили о моторах с воздушным охлаждением , но у нас их пока нет. Осмотрели динамо. Оказалось, был сло­ ман воздушный винт и от тряски, в пути один из проводов высокого напряжения от­ крепился, упал на металлические запасные части мотора, и ток стал стекать на массу самолета, наэлектризовывая все металличе­ ские части и приборы. По этой причине и были выведены из строя компасы. От мысли установить аварийную рацию тоже пришлось отказаться: динамо вращалось от „Бристоля” (моторчика для вращения дина­ мо на земле) в обратную сторону и. конеч­ но, не давало тока. Как это допустили в Москве наши радиоинженеры, копавшиеся в самолете с утра до ночи и не подп скав- шие нас к радиооборудованию? Намѵ при­ шлось самим все переделыіать. Наконец, все было готово. На самом видном месте мы с благодарностью прикре­ пили в домике опись израсходованного на­ ми материала для костров, указав, кю и за­ чем был здесь. (Как потом выяснилась, домик принадлежал ненцу Тарбарею, ушедшему в тот день на рацию Вайгач вместе с семьей в гости.) Выкатываем самолет на лед бухты. Полный газ, но, увы, самолет ни с места, снег крепко держит его за широкую поверх­ ность лыжи. Выскакиваем из самолета и помогаем создать первоначальную скорость. Самолет бежит, но лишь только мы броса­ емся к кабинке, он опять останавливается. Показываю Ивашину, чтобы он лез в каби­ ну, и один помогаю мотору. Самолет бежит, с трудом догоняю его против ветра, хвата­ юсь за поручни кабины. Ветер рвет меня обратно. Уменьшить число оборотов нельзя, так как самолет опять остановится. В этот

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz