Советская Арктика. 1936, №9.
92 Советская Арктика • 1936 ■№ 9 нову указание о направлении посадки. Он продолжал делать круги над аэродромом. Зажечь костер было не из чего, выложить посадочное „Т” на таком ветре было невоз можным, да мы его и не имели; мы изо бразили знак посадки, улегшись сами на снегу в виде буквы „Т*. Водопьянов, опре делив по живому „знаку" направление вет ра, благополучно сел. Амдермовцы тепло встретили своих гостей. Они нас в такую поюду не ждали. Незабываемую картину представляла эта встреча. Сотни зимовщиков с криками приветствия провожали нас к поселку. Го степриимные амдермовцы предоставили нам дом для отдыха. Участок Нарьян-Мар—Амдерма пройден за 2 часа 16 минут, а на сооаках этот путь продолжается 2 — 3 недели. В этом полете было обнаружено, что нормальные авиационные компасы работали крайне плохо, и курс пришлось держать по периодическим шмоночным компасам, захва ченным в морском порту Нарьян-Маре. Апе риодические компасы дали разницу показа ния в курсах до—43°. Решили в дальнейшем исполыовать солнечный пеленгатор, как основной компас. Фарих еще не прилетел. Где он? По нашим расчетам, он должен быть уже здесь. Два часа спустя с Кары пришла радиограм ма, что Фарих, потеряв ориентировку, сел у них, т. е. на 130 километров дальше и пра вее. В Амдерме погода задержала нас на не сколько дней. Амдерма — это уже не просто зимовка а . . . город в Арктике, весь залитый элек трическим светом, пронизанный сетью теле фонов. А по утрам—гудки шахт. В Амдерме около 2000 рабочих-шахгеров. Имеются хо рошая больница, химическая лаборатория, баня, клуб, кино. Город растет с каждым днем, но жилой площади нехватает. Даже чердачные помещения — и те отеплены под жилища. Это—до весны. С приходом пер вого парохода стройка полностью обеспе чит всех зимовщиков нормальными жили щами. Вот с песнями, боем барабана, со зна менами шествуют раскрасневшиеся от мо роза пионеры. У входа в кино шумит мо лодежь. По широким улицам с ревом про носятся грузовые автомобили, везущие флюорит—продукцию шахт. Только два го да назад здесь было пустынное побережье Карского моря, а теперь—индустриальный культурный рабочий поселок. В Амдерме при поддержке начальника зимовки Храмова наладили опыты с изо бретением навигационных бомб, дающих черный дым. В Москве таких бомб ни ока залось ни в одной организации. Они были нужны для сбрасывания на лед или снег, чтобы получить визирную точку, при опре делении навигационных элементов. Опыты прошли успешно, но из-за недостатка неко торых химикалий производство пришлось сократить и весь перелет совершить без бомб. Это мешало работе. В дальнейшем я не пойду в Арктику без таких простых, но необходимых вещей. 3 апреля вылетели на мыс Желания. Решено было итти прямым курсом Амдер ма— Желание через Карское море,, хотя маршрут в задании и не лежал через море, а шел по побережью Новой Земли, через Маточкин Шар. Но соблазн был велик. Очень хотелось разведать ледовую обстанов ку в этом .ледяном мешке". Кроме того представлялся случай еще раз проверять приборы. Шестибалльный юго-восточный ветер увеличил скорость до 185 километров. Шли на высоте 10С0 метров, видимость была изу мительная. С северо-запада на юго-восток по всему побережью, от Юшара и дальше по Байдарацкой губе тянулась огромная по лынья. В несколько секунд промелькнула торосистая 3-километровая полоса берего вого припая, и самолеты неслись уже над чистой водой, казавшейся черной, масляни стой в этом белоснежном окаймлении бере гового льда. Дальше в море гуляла волна, и только далеко-далеко на горизонте в при чудливых формах миражила ледкная кром ка, поблескивая радужным светом в холод ных лучах низкого солнца. Ритмично и четко постукивал мотор. Через 15 минут полета показался мелкоби тый лед, постепенно, к норду, переходящий в ледяные поля. Погода стала вдруг резко портиться. Небо затянула низкая облачность, прижимавшая нас ко льду. Горизонт впе реди маскировался рваными тучами. Борт механик Ивашин, идущий с нами в киль ватере, напрягает все свое зрение, чтобы не потерять „Н-Р7", временами исчезающего в тумане. К северо-востоку небо „водяное". Темное, грозное, оно напоминает лохматую шкуру огромного зверя, затаившегося где- то за горизонтом, словно готовясь к прыжку на наши самолеты. Вскоре видимость горизонта пропала. Однообразная серая пелена тумана затянула самолет. Махоткин вел самолет вслепую по приборам. Через 1 час 20 минут погода испорти лась совершенно. Шли на высоте 150 мет ров, а иногда переходили на бреющий по лет. Подошло условленное время радио переклички с Водопьяновым. Обнаруживаю, что проверенное мной и Ивановым в Ам дерме динамо не дает тока. Передатчик не работает, но я могу слушать. Ловлю Амдер- му и самолет „Н-127“. Впереди, узнаю ,хо рошая погода по всей трассе. Повидимому мы летели в тумане, -державшемся только в море. Махоткин уверенно продолжает итти вперед. В 12 часов 55 минут решил проверить дрейф самолета, чтобы пересчитать курс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz