Советская Арктика. 1936, №9.
В. И. Аккуратов. К высоким широтам на самолете 91 В. И. АККУРАТОВ Штурман К ВЫСОКИМ ШИРОТАМ НА САМОЛЕТЕ I В марте этого года на Московском аэро дроме появились два самолета: „CCCF-H-127” и „СССР-Н -^*, привлекавшие внимание своей оригинальной формой и яркой окра ской. Резкая, зелено-красная расцветка са молетов,делавшаяихпохожими на «петухов*, как говорил Водопьянов, была необходи мостью. В Арктике зимой, на сплошном бе лом фоне, такая раскраска позволит разли чить самолет с большого расстояния и об легчит его нахождение в случае вынуж денной посадки. В короткий срок эти от личные полярные самолеты-лимузины были переоборудованы из обыкновенных — поч товых. Рекордных целей наш перелет себе не ставил. Основное — изучить подступы к по люсу, подготовить и проверить кадры, ма териальную часть для будущих высокоши ротных перелетов. В задачу перелета вхо дило также: открытьавиатрассу Москва—мыс Желания — бухта Тихая; впервые пересечь на сухопутном самолете море Баренца; про извести ледовую разведку в Карском и Баренцевом морях, аэрофотосъемку льда и некоторой части архипелага Земля Франца- Иосифа. Экипаж звена — шесть человек: коман дир звена и самолета „СССР-Н-127“, герой Советского Союза М. В. Водопьянов с борт- механиком-краснознаменцем Ф. И. Бассей ном и радистом-челюскинцем С. А. Ива новым; командир самолета „СССР-Н~128“, известный полярный летчик В. М. Махот кин с бортмехаником В. Л. Ивашиным и штурманом В. И. Аккуратовым. 29 марта в 10 часов 46 минут был дан старт. Ведущим Водопьянов выдвинул Ма хоткина. Решили итти по прямой через лес и тайгу. Этим сокращали путь на 250 с лишним километров. Через 7 часов 30 минут после вылета из Москвы звено село на аэродроме в Ар хангельске. Нас встретили представители местных организаций, печати и делегация .девушек-ордененосцев, лучших доярок, при бывших на краевую конференцию комсомо ла. В этот же день на конференции комсо мола т. Водопьянов сделал доклад о зада чах нашего перелета. В полдень следующего дня решили ле теть дальше, через тайгу и тундру прямым курсом к Нарьян-Мару. Вылетели в 12 часов 20 минут, а ровно через 4 часа лыжи нашего самолета коснулись Нарьянмарского аэро дрома. Этим была проложена новая в о з душная трасса Архангельск — Нарьян- Мар, короче на 300 километров по срав нению с существующей трассой через Усть-Цильму. На этом участке пришлось вести са молеты методом счисления: самолеты вы держивались на нужном курсе, полученном из расчетов элементов дрейфа, путевой скорости и времени. Данные для счисления я получил при помощи наших советских приборов,.которые всегда позволяли при ходить к намеченной точке „прймо по нит ке". В дальнейшем я больше всего исполь зовал в самолетовождении этот метод, и в большинстве он оправдывал себя, даже при полете в течение более двух часов над облаками. В Нарьян-Маре нас догнал на двухмо торном самолете „СССР-Н-121' летчик Фа- рих, вылетевший ранее нас из Москвы на трое суток, но летевший не по прямой, а по существующим авиатрассам Аэро флота. Из Нарьян-Мара Водопьянов решил ле теть на Амдерму также по прямой. Путь лежал над тундрой и морем Баренца. Этим курсом мы выгадывали 170 километров, т. е. час полета, а главное — все больше и боль ше тренировались в полетах прямой мето дом счисления и воздушной астрономии. При плохой видимости белый однообраз ный зимний покров тундры сливается с фо ном опустившегося тумана, и бывали случаи, когда летчик, потеряв высоту в по гоне за видимостью земли, на полном газу врезался в нее, заканчивая полет ката строфой. Мы, наоборот, всегда старались итти над тундрой как можно выше, избе гая бреющего полета. 81 марта Фаргих за час до нашего отлета вылетел на Амдерму. Час спустя стартовали и мы. Ведущим снова Махоткин. Погода стала портиться. Спасло нас от пурги то, что мы шли на высоте 1600 метров. Этот участок, протяжением в £00 километров, шли исключительно методом счисления. Тщательно Махоткин выдерживал даваемый мной курс. Благодаря такому серьезному отношению к расчетам штурмам, мы без болезненно пришли в Амдерму, несмотря на пургу и неточные карты. В Амдерме также бушевала пурга. Мы были удивлены отсутствием на аэродроме людей. Определив место, Махоткин пошел на посадку. При спуске с высоты 200 мет ров окунулись в пургу, и, почти не видя земли, Махоткин мастерски посадил само лет на незнакомом аэродроме при отсут ствии всяких посадочных знаков. Мы сразу выскочили из кабин, чтобы дать Вэдопья-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz