Советская Арктика. 1936, №9.

В. И. Аккуратов. К высоким широтам на самолете 91 В. И. АККУРАТОВ Штурман К ВЫСОКИМ ШИРОТАМ НА САМОЛЕТЕ I В марте этого года на Московском аэро­ дроме появились два самолета: „CCCF-H-127” и „СССР-Н -^*, привлекавшие внимание своей оригинальной формой и яркой окра­ ской. Резкая, зелено-красная расцветка са­ молетов,делавшаяихпохожими на «петухов*, как говорил Водопьянов, была необходи­ мостью. В Арктике зимой, на сплошном бе­ лом фоне, такая раскраска позволит разли­ чить самолет с большого расстояния и об­ легчит его нахождение в случае вынуж­ денной посадки. В короткий срок эти от­ личные полярные самолеты-лимузины были переоборудованы из обыкновенных — поч­ товых. Рекордных целей наш перелет себе не ставил. Основное — изучить подступы к по­ люсу, подготовить и проверить кадры, ма­ териальную часть для будущих высокоши­ ротных перелетов. В задачу перелета вхо­ дило также: открытьавиатрассу Москва—мыс Желания — бухта Тихая; впервые пересечь на сухопутном самолете море Баренца; про­ извести ледовую разведку в Карском и Баренцевом морях, аэрофотосъемку льда и некоторой части архипелага Земля Франца- Иосифа. Экипаж звена — шесть человек: коман­ дир звена и самолета „СССР-Н-127“, герой Советского Союза М. В. Водопьянов с борт- механиком-краснознаменцем Ф. И. Бассей­ ном и радистом-челюскинцем С. А. Ива­ новым; командир самолета „СССР-Н~128“, известный полярный летчик В. М. Махот­ кин с бортмехаником В. Л. Ивашиным и штурманом В. И. Аккуратовым. 29 марта в 10 часов 46 минут был дан старт. Ведущим Водопьянов выдвинул Ма­ хоткина. Решили итти по прямой через лес и тайгу. Этим сокращали путь на 250 с лишним километров. Через 7 часов 30 минут после вылета из Москвы звено село на аэродроме в Ар­ хангельске. Нас встретили представители местных организаций, печати и делегация .девушек-ордененосцев, лучших доярок, при­ бывших на краевую конференцию комсомо­ ла. В этот же день на конференции комсо­ мола т. Водопьянов сделал доклад о зада­ чах нашего перелета. В полдень следующего дня решили ле­ теть дальше, через тайгу и тундру прямым курсом к Нарьян-Мару. Вылетели в 12 часов 20 минут, а ровно через 4 часа лыжи нашего самолета коснулись Нарьянмарского аэро­ дрома. Этим была проложена новая в о з­ душная трасса Архангельск — Нарьян- Мар, короче на 300 километров по срав­ нению с существующей трассой через Усть-Цильму. На этом участке пришлось вести са­ молеты методом счисления: самолеты вы­ держивались на нужном курсе, полученном из расчетов элементов дрейфа, путевой скорости и времени. Данные для счисления я получил при помощи наших советских приборов,.которые всегда позволяли при­ ходить к намеченной точке „прймо по нит­ ке". В дальнейшем я больше всего исполь­ зовал в самолетовождении этот метод, и в большинстве он оправдывал себя, даже при полете в течение более двух часов над облаками. В Нарьян-Маре нас догнал на двухмо­ торном самолете „СССР-Н-121' летчик Фа- рих, вылетевший ранее нас из Москвы на трое суток, но летевший не по прямой, а по существующим авиатрассам Аэро­ флота. Из Нарьян-Мара Водопьянов решил ле­ теть на Амдерму также по прямой. Путь лежал над тундрой и морем Баренца. Этим курсом мы выгадывали 170 километров, т. е. час полета, а главное — все больше и боль­ ше тренировались в полетах прямой мето­ дом счисления и воздушной астрономии. При плохой видимости белый однообраз­ ный зимний покров тундры сливается с фо­ ном опустившегося тумана, и бывали случаи, когда летчик, потеряв высоту в по­ гоне за видимостью земли, на полном газу врезался в нее, заканчивая полет ката­ строфой. Мы, наоборот, всегда старались итти над тундрой как можно выше, избе­ гая бреющего полета. 81 марта Фаргих за час до нашего отлета вылетел на Амдерму. Час спустя стартовали и мы. Ведущим снова Махоткин. Погода стала портиться. Спасло нас от пурги то, что мы шли на высоте 1600 метров. Этот участок, протяжением в £00 километров, шли исключительно методом счисления. Тщательно Махоткин выдерживал даваемый мной курс. Благодаря такому серьезному отношению к расчетам штурмам, мы без­ болезненно пришли в Амдерму, несмотря на пургу и неточные карты. В Амдерме также бушевала пурга. Мы были удивлены отсутствием на аэродроме людей. Определив место, Махоткин пошел на посадку. При спуске с высоты 200 мет­ ров окунулись в пургу, и, почти не видя земли, Махоткин мастерски посадил само­ лет на незнакомом аэродроме при отсут­ ствии всяких посадочных знаков. Мы сразу выскочили из кабин, чтобы дать Вэдопья-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz