Советская Арктика. 1936, №9.

90 Советская Арктика ■1936 • № 9 Штурман Управления военно-воздушных сил РККА т. Беляков— орденоносец, военинженер 1 ранга и флаг-штурман - находил самый вер­ ный путь между двумя точками, в любое время определял местонахож­ дение самолета и верно рассчитывал курс. Кроме этих обязанностей на „АНТ-25" т. Беляков выполнял работу радиста. Все трое были подготовлены и к замене друг друга. Проект создания машины большой дальности полета, изложенный главным конструктором Центрального аэрогидродинамического института А. Н. Туполезым, детально разбирался на технических совещаниях, изучался в лабораториях, исследовался по частям. Тщательно проведен­ ные расчеты, конструкция, изготовление деталей, сварка, склепка и сборка их — создали прекрасную советскую машину „АНТ-25“. Самолет весил ПѴі тонн. Запас горючего, размещенный в тридцатичетырехмет- розом размахе крыльев этой большой красной птицы, обеспечил ей возможность долго и высоко летать без отдыха. Приемно-передающая длинно-коротковолновая радиостанция на самолете и десятки раций на пути его следования обеспечивали немед­ ленную связь экипажа с землей. Рации Главсевморпути в продолжение всего полета „АНТ-25“ „держали" его на аппаратах. Командированные в воздушный рейс должны были разрешить не­ сколько задач: изучение метеорологических условий высокоширотных полетов над полярным морем и северным побережьем СССР; изучение характера ветров, видимости, высоты и мощности облачных слоев; изучение местности; проверка способов воздушной высокоширотной навигации при быстро изменяющихся магнитных склонениях; применение радиосвязи в дальнем полете и на высоких широтах (слышимость, прохождение волн), испытание „АНТ-25“ и т. д. Героически завершенный перелет ответил на все поставленные вопросы. Он перекрыл официальный рекорд на дальность полета, уста­ новленный французскими летчиками Росси и Кодос в 9106 километров, бросив миру новый вызов —9374 километра, пройденных в суровейших условиях Арктики и Крайнего Севера. Эгот исторический перелет проложил путь сверхдальним полетам и заложил основу для трансарктических рейсов Великим северным воз­ душным путем, обогатил полярный опыт открытием новых возможностей арктической авиации. Он вместе с тем явился большим испытанием ра­ боты полярных станций Главсевморпути, которые выдержали его с честью. За перелетом героической тройки напряженно следила вся страна. Великий Сталин, вдохновив экипаж самолета на этот славный воздуш­ ный поход, внимательно следил за его осуществлением. Новый подъем творческого энтузиазма вызвал среди работников авиационной промышленности этот дальний беспосадочный перелет. Товарищи Чкалов, Байдуков и Беляков отмечены высокой наградой. Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР за героический бес­ посадочный дальний перелет по маршруту Москва — Северный Ледо­ витый океан — Камчатка — Николаевск-на-Амуре в исключительно труд­ ных условиях Арктики и неизученных районов Дальнего Севера, за проявленное при этом выдающееся мужество и мастерство постановил присвоить им звания Героев Советского Союза и вручить ордена Ленина. Этим же решением правительства установлена единовременная денеж­ ная награда: Чкалову В. П. — 30 000 рублей, Байдукову Г. X. и Беля­ кову А. В. — по 20000 рублей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz