Советская Арктика. 1936, №9.
86 Советская Арктика • 1936 ■ Л £ 9 Полет от Москвы до бухты Тихой продолжался 24 дня. Из Тихой же в Москву вернулись в 8 дней. Какие выводы можно сделать из этого перелета? Во-первых: летать в западном секторе Советской Арктики не труд нее, чем над материком, но при одном условии: н у ж н о и т т и на в ы с о т е п о л т о р ы —д в е т ы с я ч и м е т р о в . Во-вторых: на борту нужно иметь хорошего штурмана со всеми штурманскими приборами и с о л н е ч н ы м к о м п а с о м . Штурман обя зательно должен быть и хорошим радистом. В-третьих: на основных точках нужно установить радиомаяки, а летчиков научить хорошо этими маяками пользоваться. В-четвертых: требовать и от летчиков, и от земного обслуживаю щего персонала точности в исполнении распоряжений и самого при стального внимания к мелочам. Особенно в тот момент, когда само лет находится в воздухе. II Рассказ т. Водопьянова вызвал оживленный обмен мнений. На совещании высказались многие полярные летчики, штурманы, радисты и руководящие работники Главсевморпути. Штурман т. Аккуратов считает, что авиационная техника и пило таж в своем развитии упираются в аэронавигацию. — Опыт полета т. Водопьянова говорит о том, что у нас были прекрасные летчики и машины, а вот летели мы недостаточно быстро. Мы плохо пользовались аэронавигационными приборами. С другой сто роны—далеко неудовлетворительно качество этих приборов. — Плохо то,—продолжает т. Аккуратов, — что летчики, как пра вило, хотят забрать в свои руки все: и пилотаж, и ориентировку. Штур ман на самолете невольно превращается в радиста. Вот это нужно изме нить. Нужно больше доверять штурману и в то же время больше с него требовать. Тов. Водопьянов много надежд возлагает на радио маяки. Это,конечно, так. Но в полете нам необходимо иметь не только радиопеленгатор, но и солнечный компас для параллельной штурман ской ориентировки. К сожалению, у нас еще нет солнечного компаса отечественного производства, но наша промышленность сможет его изготовить. — Я считаю, — говорит т. Петров, — что штурман, не владеющий в совершенстве радиоаппаратом, в значительной степени теряет свою ценность. Радиовождение самолета должно занять господствующее место в Арктике, ибо, как показал опыт, при полетах севернее 79° маг нитный компас отказывается служить. В отношении радиостанции — считаю, что лучше—-длинно-коротковолновая. Увлечение короткими волнами и привело к тому, что самолет „Н-127“ не имел связи в воз духе. На коротких волнах крайне затруднительно связаться с теми станциями, которые нужны. — Тов. Водопьянов блестяще завершил свой перелет, — говорит т. Козлов. — Он прошел большую школу вождения самолетов в ту мане, в слепом полете. Я пилот I класса. В моем пилотском свидетель стве сказано, что мне разрешается летать и днем и ночью, и при любых условиях погоды. Однако, я не могу летать при любых условиях, по тому что у меня нет тренировки. Слепой полет — это то же, что игра на скрипке; если человек некоторое время не играет, то у него пропа-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz