Советская Арктика. 1936, №9.

84 _____________________________________ Советская Арктика • 1936 ■№ 9 Здесь просидели четверо суток (с 16 по 21 апреля). Что задержало нас? Не имея на борту соответствующих инструментов, мы не могли определить место своей стоянки, задерживала также „мелочь" — никуда негодный ремень динамки аварийной рации. Он часто рвался, и нам так и не удалось наладить беспрерывную двухстороннюю связь с по­ лярными радиостанциями. Мы слышали множество станций, но сами смогли давать в эфир очень мало. Упорно державшаяся несколько дней плохая погода не позволяла нам даже осмотреться кругом. Мы не знали кроме того, далеко ли до бухты Тихой и хватит ли у нас горю­ чего для самостоятельного перелета. Только 20 апреля установилась ясная погода. Прямо перед нами открылся высокий гористый остров. Это уже давало направление. После неудачной попытки добраться до этого острова пешком, мы проверили горючее в баках. Его хватит почти на два часа полета. С большим тру­ дом нам удалось запустить застывший на 30-градусном морозе мотор. 21 апреля поднялись в воздух. И когда набрал 2500 метров вы­ соты, я выяснил, где была совершена вынужденная посадка. Мы немного отклонились вправо от курса и находились на острове Грагам-Белль. Определив по карте расстояние до бухты Тихой, убедился, что горючего хватит в обрез, и, стараясь держаться прямой, пошел к острову Гукера. На последних каплях бензина, даже без традиционного круга, в гу­ стом тумане, я посадил свою машину у зимовки в бухте Тихой. В этот же день (20 апреля) несколькими часами раньше меня в бухту Тихую прилетел Махоткин. Звено вновь собралось вместе. Машины исправ­ ны, люди здоровы. Перелет завершен. Задание в основном выполнено. Осталось провести несколько разведочных полетов над архипелагом. Первый летный день выдался 23 апреля. Механики еще не успели привести в порядок мой самолет, и я разрешил Махоткину вылететь самостоятельно. Поставил перед ним задачу: пойти по маршруту—бухта Тихая — остров Рудольфа — остров Грагам-Белль—Тихая. Он должен был произвести ледовую разведку, сверить карту с действительным расположением островов и нанести на карту замеченный мной во время вынужденной посадки небольшой островок, лежащий на запад от о. Гра­ гам-Белль. Махоткин вылетел, но, встретив на пути густой туман, скоро вернулся обратно. 26 апреля решили вылететь по этому же маршруту звеном. Я под­ нялся первым. За мной должен был подняться Махоткин, но при ру­ лежке он попал левой лыжей в засыпанную снегом трещину. Его машина на время выбыла из строя. Чтобы не упускать хорошей по­ годы, решил лететь один. В небе ни облачка, видимость больше 100 километров. Я спокойно дошел до самой северной оконечности Земли Франца-Иосифа •— до острова Рудольфа. Покружил над ним. На восточной стороне острова хорошо были видны несколько домиков. Из литературы я знал, что это остатки зимовки американской экспедиции Циглера (1904 года) и до­ мик наших зимовщиков, проведших здесь весь 1932 год. Меня так и подмывало сесть на нее, но самолет перегружен, садиться опасно. С момента вылета из Тихой рация на моем самолете работала прекрасно. Но недалеко от острова Рудольфа связь внезапно прекра­ тилась. Все попытки Иванова восстановить нарушенную связь ни к чему не привели. Он сообщил, что может отремонтировать рацию только на земле. Связь была необходима. Значит — нужно садиться на остров Рудольфа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz