Советская Арктика. 1936, №9.
82 Советская Арктика • 1936 • М 9' дальше было бессмысленно. Махоткин повернул обратно. Я —за ним. Над островом Вайгач нас разлучил снегопад. Я сел на аэродроме зи мовки острова Вайгач, а Махоткин— в 11 километрах от нее—на мысе Болванском. Только во второй половине дня 4 апреля наше звено вновь соединилось в Амдерме. После неудачной попытки достичь мыса Желания по прямой я не разрешил больше экспериментировать, и 6 апреля мы вторично стар товали из Амдермы, взяв курс на Матшар. На головном самолете летел сам. Но опять не повезло-—плохая погода снова разлучила нас. Карские Ворота прошли в сплошном тумане. Это, между прочим, дает некото рые основания предполагать, что Карские Ворота в то время изобило вали крупными полыньями. Во время полета мы наблюдали, что каждая полынья, каких бы размеров она ни была, при определенной темпера туре представляет собой непрерывно работающую „фабрику тумана". Над полыньями всегда клубится туман. Если в воздухе тихо,— туман густой и занимает незначительное пространство. Если ветер, — туман редеет, но зато занимает большую площадь. Сев в Маточкином Шаре 6 апреля в 13 часов, я узнал, что Махот кин вернулся и сел в бухте Варнек, на острове Вайгач. На следующий день погода улучшилась, и он нагнал меня в Матшаре. За весь перелет я помню только один участок пути, который мы прошли весь при хорошей погоде—путь от Матшара до мыса Желания. Через час после посадки на мысе Желания ясная погода сменилась та ким штормом, что не только нам, но и зимовщикам пришлось дежу рить у самолетов, охраняя их от яростных порывов ветра. К утру машины замело снегом вровень с нижними крыльями... Последний этап перелета — мыс Желания — бухта Тихая на Земле Франца-Иосифа.1 Расстояние 520 километров. И вот в течение семи дней (на мысе Желания мы сидели с 9 по 16 апреля) и там и здесь погода менялась непрестанно. Причем, как правило; если в Тихой было ясно, — у нас туман или шторм. И наоборот: если на мысе Желания ясно, — в Тихой плохая погода. Совпадение хорошей погоды на обоих пунктах одновременно было только через шесть суток—16 апреля. 16 апреля в И часов 32 минуты я стартовал с аэродрома мыса Желания. Вслед за мной должен был подняться и Махоткин. Но перед самым взлетом у него сломался костыль. Надо вернуться. Но моя машина имела перегрузку в 800 килограммов. Посадка рискованная. Тем не менее, пришлось сесть. Ремонт машины Махоткина закончили к 17 часам. В 18 часов поднялись в воздух, взяли курс на бухту Тихую. Неко торое время я шел впереди, руководствуясь сигналами радиомаяка мыса Желания. Под нами расстилался крупнобитый торосистый лед Баренцова моря, часто прорезанный черными змейками разводьев и по лыней. Скоро маяк закапризничал. Я боялся сойти с курса и пустил вперед Махоткина: пусть ведет по компасу, пока Иванов наладит прием сигналов радиомаяка. Кстати — проверим, насколько надежен самолет ный компас в этих широтах. Прием сигналов радиомаяка наладился сразу же после того, как я „сел на хвост" Махоткину. Мне не хотелось его нервировать, выходя вперед, и я решил итти „в хвосте" до тех пор, пока наметится суще ственная разница между его компасным курсом и моим курсом по радио 1 Точнее — на острове Гукера, входящем в состав этого архипелага.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz