Советская Арктика. 1936, №9.

82 Советская Арктика • 1936 • М 9' дальше было бессмысленно. Махоткин повернул обратно. Я —за ним. Над островом Вайгач нас разлучил снегопад. Я сел на аэродроме зи­ мовки острова Вайгач, а Махоткин— в 11 километрах от нее—на мысе Болванском. Только во второй половине дня 4 апреля наше звено вновь соединилось в Амдерме. После неудачной попытки достичь мыса Желания по прямой я не разрешил больше экспериментировать, и 6 апреля мы вторично стар­ товали из Амдермы, взяв курс на Матшар. На головном самолете летел сам. Но опять не повезло-—плохая погода снова разлучила нас. Карские Ворота прошли в сплошном тумане. Это, между прочим, дает некото­ рые основания предполагать, что Карские Ворота в то время изобило­ вали крупными полыньями. Во время полета мы наблюдали, что каждая полынья, каких бы размеров она ни была, при определенной темпера­ туре представляет собой непрерывно работающую „фабрику тумана". Над полыньями всегда клубится туман. Если в воздухе тихо,— туман густой и занимает незначительное пространство. Если ветер, — туман редеет, но зато занимает большую площадь. Сев в Маточкином Шаре 6 апреля в 13 часов, я узнал, что Махот­ кин вернулся и сел в бухте Варнек, на острове Вайгач. На следующий день погода улучшилась, и он нагнал меня в Матшаре. За весь перелет я помню только один участок пути, который мы прошли весь при хорошей погоде—путь от Матшара до мыса Желания. Через час после посадки на мысе Желания ясная погода сменилась та­ ким штормом, что не только нам, но и зимовщикам пришлось дежу­ рить у самолетов, охраняя их от яростных порывов ветра. К утру машины замело снегом вровень с нижними крыльями... Последний этап перелета — мыс Желания — бухта Тихая на Земле Франца-Иосифа.1 Расстояние 520 километров. И вот в течение семи дней (на мысе Желания мы сидели с 9 по 16 апреля) и там и здесь погода менялась непрестанно. Причем, как правило; если в Тихой было ясно, — у нас туман или шторм. И наоборот: если на мысе Желания ясно, — в Тихой плохая погода. Совпадение хорошей погоды на обоих пунктах одновременно было только через шесть суток—16 апреля. 16 апреля в И часов 32 минуты я стартовал с аэродрома мыса Желания. Вслед за мной должен был подняться и Махоткин. Но перед самым взлетом у него сломался костыль. Надо вернуться. Но моя машина имела перегрузку в 800 килограммов. Посадка рискованная. Тем не менее, пришлось сесть. Ремонт машины Махоткина закончили к 17 часам. В 18 часов поднялись в воздух, взяли курс на бухту Тихую. Неко­ торое время я шел впереди, руководствуясь сигналами радиомаяка мыса Желания. Под нами расстилался крупнобитый торосистый лед Баренцова моря, часто прорезанный черными змейками разводьев и по­ лыней. Скоро маяк закапризничал. Я боялся сойти с курса и пустил вперед Махоткина: пусть ведет по компасу, пока Иванов наладит прием сигналов радиомаяка. Кстати — проверим, насколько надежен самолет­ ный компас в этих широтах. Прием сигналов радиомаяка наладился сразу же после того, как я „сел на хвост" Махоткину. Мне не хотелось его нервировать, выходя вперед, и я решил итти „в хвосте" до тех пор, пока наметится суще­ ственная разница между его компасным курсом и моим курсом по радио­ 1 Точнее — на острове Гукера, входящем в состав этого архипелага.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz