Советская Арктика. 1936, №9.

Е. Виг. Растущие художники народов Севера 79 Традиции национального искусства сильны у ульча Дечули. Первые его работы были вы­ резаны из дерева—„Сывы“ (духи). Подлин­ ный художник, обладающий индивидуальным восприятием, он создает собственный стиль. Творчеству Дечули сродни работы эвенка Мухто. Оба автора не стремятся к реалисти­ ческому восприятию, они создают символы. Подавляющее большинство студентов не подвержено, однако, традициям, выражая свое восприятие в реалистической форме. Эстетика их определяется условиями быта и производства Коряк Кичигин вылепил фигуру важенки, сделанную с поразительной точностью. Фи­ гура проникнута любовью, теплотой, в ней черты матери. Чтобы помочь сосунку доб­ раться до вымени, важенка поднимает ногу и чуть касается копытом земли. Отлитая из бронзы фигура приобретена Академией ху­ дожеств. , Если у Кичигина глубокое знание объекта, основанное на ощущении нормы, — у ненца Болотникова знание характера. Творчество его индивидуально. Кичигин дает оленя вообще, Болотников—определенного оленя. Он лепит быка, и видно, что этот бык не­ нецкий. Сделанные им вещи обладают каж­ дая своим характером, Таковы фигуры ста­ рого ненца, ненки, группа: олень убивает ударом ноги неопытного оленевода. * Многонациональный институт, создаю­ щий собственную интеллигенцию народам, десятилетие назад не имевшим письменности, выращивает одновременно творцов их искус­ ства, национального по форме и социали­ стического по содержанию. В этом — боль­ шое культурнополитическое значение ра­ боты института по художественному вос­ питанию студентов. Понимают ли это все в институте, в ча­ стности его рукаводство? Одареннейшая Лампай почти бросила живопись, нужно много труда уговорить ее взять кисть. Увлекавшийся искусством до забвения всего остального, Еремин получил „неуды" почти по всем предметам. Ему не сумели (или не захотели! помочь правильно орга­ низовать свою работу. Сейчас он переведен, из-за неуспеваемости, из института на одно­ го іичные курсы и . .. бросил рисовать. Талантливейшим ребятам, создавшим за­ мечательные панно и рисунки, учебная часть давала на занятиях по рукоделию вышивать кошечек по образцам, купленным на „бара­ холке". Забота о художественном воспитании сту- дентов-северян — это забота о создании у се­ верных народов полноценного национального советского искусства. И когда нанаец Киле Пячка, ненец Болотников и десятки их товарищей вернутся к себе домой, они ста­ нут той силой', которая преодолеет влияние шаманизма в творчестве их сородичей и откроет дорогу свободного развития талан­ там одаренных северных народов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz