Советская Арктика. 1936, №9.
78 Советская Арктика • 1936 • № 9 красками .Ненецкое кочевье” (летний пей заж). Работа была закончена в четыре дня. А к 1 мая этого года, перед выступлением группы студентов института в Театре на родного творчества в Москве, она вместе с ненцем Панковым за один день написала декорацию в 30 квадратных метров. Не смотря на такие темпы, качество ее работы безупречно. Бывший ненецкий охотник Н. JL Панков необычайно жизнерадостен. Он пишет панно для вестибюля института „Горный пейзаж" и вспоминает: — Здесь я охотился, здесь мы рыбачили, сюда я лазил... Он сделал шесть акварелей. Во всех — большое разнообразие красок. У него уди вительное цветовое соотношение отдельных частей картины: яркозеленые горы, лимон ное небо, розоватые стволы березы.. . Во всем этом — ни безвкусицы, ни формалисти ческих кунштюков — это непосредственное самобытное восприятие действительности. Исключительна фигура эвенка, выросшего среди долган, Д. М. Еремина. В своем ста новище он немного резал из дерева. Сей час он рисует. Это художник, который смот рит на искусство, как на средство общения между людьми и возможность показать осо бенности быта и промыслов своего народа. Он говорит, что его работы должны пока зать другим национальностям особенности охоты у долган, как они ловят оленей... И рисунки его: — У долган ловят оленя веревкой, приго няя оленной собакой. — У долган двое бросают сразу на рога оленя веревки. Так поступают с неприру ченными оленями. Художник пишет тушью, чтобы внима ние сосредоточить на самом существенном, на деталях, выполненных действительно с исключительной точностью. В его рисун ках все целеустремленно, все подчинено центральной идее — наглядности, — формы тела оленя, изгиб рогов, веревка, наброшен ная на рога, текст.. . Особо выделяются работы ненки Лам- пай. Она вела карандаш, как иглу при вышивке, никогда не пользуясь резин кой. Работа ее связана с корнями народного творчества, повторяя приемы ненецкого ап- ликационного шитья. Рисунки Лампай изо бражают пейзаж, ненецкие стойбища, рыб ную ловлю. Необычайна в них гармония и гамма красок, выражающих своеобразный мир. Замечательны рисунки охотника-колхоз- ника,' ханте А. П. Маремьянина. Вот его .Встреча". На лесной дороге встречаются двое нарт, запряженных оленями. На пе реднем плане двое ханте. Они разводят руками, обращаясь к зрителям. Художник поясняет: они ехали в кооператив и не нашли там товара. Не менее ярки, чем живописные работы северян, и их скульптуры. У чукчей сильны традиции резьбы по кости, у эвенков — по дереву. Незнакома им лишь лепка. Впервые столкнулись здесь они с новым для них ма териалом — пластилином.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz