Советская Арктика. 1936, №9.

Е . Виг. Растущие художники народов Севера 77 Е. ВЫГ РАСТУЩИЕ ХУДОЖНИКИ НАРОДОВ СЕВЕРА I Кто хоть раз побывал в мастерской жи­ вописи Института народов Севера, зайдет и во второй, и в третий раз. С масті рекой связалось и начало в ней работать не мало самородков, будущих ху­ дожников северных народов. Никто из них не принес с собой профес­ сионального мастерства. Охотники, пастухи, батраки, рыболовы, обитатели тайги и тундр обнаруживали исключительные способности и одаренность. Заглянула в мастерскую живописи как- то и Соловьева, эвенкийка с Дальнего Вос­ тока. — Что же ты смотришь? Нарисуй что-ни­ будь. Соловьева взяла лист полуватмана. Через несколько дней она принесла рисунки. Примитивные наброски; убитый лось, пе­ реплывающий реку лось, охотник, медведь — все это было наивно, несовершенно, и да­ вала она их стесняясь: видимо, сама не была убеждена, что картинки эти могут быть на что-нибудь нужны... И все-таки на­ броски обнаруживали большое знание дей­ ствительности, яркое представление о при­ роде, творческий темперамент и страстное восприятие жизни. Первые попытки сменились смелыми и уверенными рисунками. Жизнерадостность и активность помогали находить нужный жи­ вописный материал. Каждый рисунок был и страданием, и торжеством. Соловьева при­ ходила со сверточком и оглядывалась: — Посмотри только один, чтобы никто не видел. Когда рисунки хвалили, она вся вспыхи­ вала, было ясно — каждый рисунок резуль­ тат глубокого внутреннего переживания. Таня Слободчикова, ительменка, во время занятий вдруг заплакала. — Этот охотник — мой отец. Я не могу рисовать. Он меня хотел продать старику, когда мне было шесть лет. Я хочу плакать. Большие немигающие глаза. — Я не люблю его. Одна из лучших скульпторов, эвенкийка М. Боярковская вдруг выбегает из класса в коридор и плачет. — Я не могу больше. Я лепила оленя и вспомнила свою жизнь. Рисунок, скульптура стали средствами выразить образы. Рисовать и лепить стано­ вилось потребностью. ' И В мастерских живописи и скульптуры института занимаются несколько десятков человек. На выставке самодеятельности в Русском музее в Ленинграде участвовали 21 художник и 13 скульпторов северян. Здесь были скульптуры эвенков и нанайцев, гиляков и удэ, ханте, коряка, ульча, ненца. Была представлена живопись семи н а ­ циональностей. Мог ли мечтать ненец Болотников, что его скульптура «Борьба человека с оленем" будет отлита из бронзы в Академии худо­ жеств и приобретена ее музеем, также как замечательная фигура „Важенка* коряка Кичигина. Думал ли талантливый гиляк Лонжеро, что его „Охота на медведя" будет отлита из фарфора іна заводе имени Ломоносова в Ленинграде) и что серьезные художники будут обсуждать вопрос о выпуске ее в мас­ совое производство? . Что переживала двадцатилетняя ненец­ кая девушка П. П. Лампай, когда у ее панно в восхищении останавливались экс­ курсанты? Некоторые из этих самородков пришли к искусству сами. Других отыскали куль­ турные и вдумчивые художники, руководи­ тели мастерских А. А. Успенский и Л. А. Месс. Не случаен путь, открывший для этих детей народов Крайнего Севера скры­ вавшиеся в них дарования. Это путь ленин­ ско-сталинской национальной полити Невозможно не рассказать о жизнн этих людей, жизнн, предшествовавшей пробуж­ дению их талантов. Вот чго пишет ненец Болотников: — Я начал работать с семи лет, помогал матери траву собирать. Она работала у ку­ лака Захара. Когда приезжали оленеводы, то моя мать помогала оленью шкуру со­ драть. Кулаки за работу давали только то, что имеется в нутре оленя: кишки, печень и сердце. — Когда мне было девять лет, я нанялся к Каневу, я работал три года, добывал ры­ бу. Потом нанялся к другому, Тетаву, там я работал четыре года. Опять плохо жи­ лось, одежда была очень плохая, кормили тоже плохо. Еще работал у одного гражда­ нина, тоже рыбачили, ничего не добывали. Там я заморозил зимой ноги. Я одно время пошел за дровами. Заударил буран, и там я целую ночь плясал один на месте, думал — умру. Все-таки остался живым . . . , Есть, конечно, недостатки в работе север­ ных художников, но одного порока, кото­ рым страдают нередко и художники с име­ нами, нет в их творчестве — равнодушия. В творчестве каждого выражена его инди­ видуальность, его характер, его страсть. Необычен рост ненки М. Е. Терентье­ вой. Уже через год после первой пробы карандашом она сделала панно масляными

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz