Советская Арктика. 1936, №9.
Е . Виг. Растущие художники народов Севера 77 Е. ВЫГ РАСТУЩИЕ ХУДОЖНИКИ НАРОДОВ СЕВЕРА I Кто хоть раз побывал в мастерской жи вописи Института народов Севера, зайдет и во второй, и в третий раз. С масті рекой связалось и начало в ней работать не мало самородков, будущих ху дожников северных народов. Никто из них не принес с собой профес сионального мастерства. Охотники, пастухи, батраки, рыболовы, обитатели тайги и тундр обнаруживали исключительные способности и одаренность. Заглянула в мастерскую живописи как- то и Соловьева, эвенкийка с Дальнего Вос тока. — Что же ты смотришь? Нарисуй что-ни будь. Соловьева взяла лист полуватмана. Через несколько дней она принесла рисунки. Примитивные наброски; убитый лось, пе реплывающий реку лось, охотник, медведь — все это было наивно, несовершенно, и да вала она их стесняясь: видимо, сама не была убеждена, что картинки эти могут быть на что-нибудь нужны... И все-таки на броски обнаруживали большое знание дей ствительности, яркое представление о при роде, творческий темперамент и страстное восприятие жизни. Первые попытки сменились смелыми и уверенными рисунками. Жизнерадостность и активность помогали находить нужный жи вописный материал. Каждый рисунок был и страданием, и торжеством. Соловьева при ходила со сверточком и оглядывалась: — Посмотри только один, чтобы никто не видел. Когда рисунки хвалили, она вся вспыхи вала, было ясно — каждый рисунок резуль тат глубокого внутреннего переживания. Таня Слободчикова, ительменка, во время занятий вдруг заплакала. — Этот охотник — мой отец. Я не могу рисовать. Он меня хотел продать старику, когда мне было шесть лет. Я хочу плакать. Большие немигающие глаза. — Я не люблю его. Одна из лучших скульпторов, эвенкийка М. Боярковская вдруг выбегает из класса в коридор и плачет. — Я не могу больше. Я лепила оленя и вспомнила свою жизнь. Рисунок, скульптура стали средствами выразить образы. Рисовать и лепить стано вилось потребностью. ' И В мастерских живописи и скульптуры института занимаются несколько десятков человек. На выставке самодеятельности в Русском музее в Ленинграде участвовали 21 художник и 13 скульпторов северян. Здесь были скульптуры эвенков и нанайцев, гиляков и удэ, ханте, коряка, ульча, ненца. Была представлена живопись семи н а циональностей. Мог ли мечтать ненец Болотников, что его скульптура «Борьба человека с оленем" будет отлита из бронзы в Академии худо жеств и приобретена ее музеем, также как замечательная фигура „Важенка* коряка Кичигина. Думал ли талантливый гиляк Лонжеро, что его „Охота на медведя" будет отлита из фарфора іна заводе имени Ломоносова в Ленинграде) и что серьезные художники будут обсуждать вопрос о выпуске ее в мас совое производство? . Что переживала двадцатилетняя ненец кая девушка П. П. Лампай, когда у ее панно в восхищении останавливались экс курсанты? Некоторые из этих самородков пришли к искусству сами. Других отыскали куль турные и вдумчивые художники, руководи тели мастерских А. А. Успенский и Л. А. Месс. Не случаен путь, открывший для этих детей народов Крайнего Севера скры вавшиеся в них дарования. Это путь ленин ско-сталинской национальной полити Невозможно не рассказать о жизнн этих людей, жизнн, предшествовавшей пробуж дению их талантов. Вот чго пишет ненец Болотников: — Я начал работать с семи лет, помогал матери траву собирать. Она работала у ку лака Захара. Когда приезжали оленеводы, то моя мать помогала оленью шкуру со драть. Кулаки за работу давали только то, что имеется в нутре оленя: кишки, печень и сердце. — Когда мне было девять лет, я нанялся к Каневу, я работал три года, добывал ры бу. Потом нанялся к другому, Тетаву, там я работал четыре года. Опять плохо жи лось, одежда была очень плохая, кормили тоже плохо. Еще работал у одного гражда нина, тоже рыбачили, ничего не добывали. Там я заморозил зимой ноги. Я одно время пошел за дровами. Заударил буран, и там я целую ночь плясал один на месте, думал — умру. Все-таки остался живым . . . , Есть, конечно, недостатки в работе север ных художников, но одного порока, кото рым страдают нередко и художники с име нами, нет в их творчестве — равнодушия. В творчестве каждого выражена его инди видуальность, его характер, его страсть. Необычен рост ненки М. Е. Терентье вой. Уже через год после первой пробы карандашом она сделала панно масляными
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz