Советская Арктика. 1936, №9.

70 Советская Арктика • 1936 • № 9 вступил в ряды Красной армии, откуда в 1922 году уехал в Донбасс. В 1935 году, желая „познакомиться с севером”, завербовался на Шпиц­ берген. Отправляясь в лаву для установления рекорда, Есаулов на митинге заявил: — Я хочу доказать, что каждый из нас может дать не меньше 100 тонн угля. Добьюсь, чтобы вся бригада работала по-стахановски... Есаулову было присвоено звание м а с т е р а з а б о я . Скоро его выдвинули бригадиром в лаву. Интересуясь настроением некоторых рабо­ чих, Есаулов обнаружил, что десятник, то ли по недомыслию, то ли нарочито, неправильно записывает работу. Одним десятник записывал излишнюю невыполненную работу, другим — не дописывал. Десятника убрали, стало легче работать. Участок начал выполнять план, но Есаулов подсчитал, что, если втянуть всех в работу, лава может давать не по 200, а по 300 вагонов в сутки, а каждые третьи сутки — по 400 вагонов. Он потребовал, чтобы подготовку лавы передали в его руки. Все его расчеты под­ твердились. Большую работу провел мастер Есаулов в общежитии. Он был выбран старостой дома отличников. По инициативе старосты жильцы вступили в соревнование с жильцами соседнего общежития, очистили накопившийся за полярную ночь мусор вокруг дома, во всех комнатах были выделены старосты. Все жильцы вовлечены в учебу. По выходгіым дням в доме проводились громкая читка и разбор художественной литературы. При помощи клуба был организован музыкальный кружок из отлични­ ков, развернуто соревнование между комнатами на чистоту. После установления Лохманом первого рекорда стахановское движение охватило не только навалоотбойщиков, но и все остальные квалификации. Выдвинулись передовики-стахановцы: крепильщик При­ гара, бурильщик Зайцев, первый мастер бурения Зорин, первый мастер врубовой машины Холодов, мастер-литейщик, кадровик Баренцбурга Бережной, женщины стахановки — Шестопалова, Попова. ★ 30 лет работает в угольной промышленности крепильщик Пригара. Он начал саночником в Донбассе. Молодой горняк тогда впрягался в лямку и, передвигаясь на четвереньках, тащил по забою тяжелые санки, нагруженные углем, чтобы после 12 часов изнурительного труда свалиться как мертвый на вшивые тесные нары в землянке. После революции в 1918 году Пригара перешел в крепильщики и с тех пор не выпускает топора и отвеса из рук. Узнав о начале строи­ тельства метро, Пригара переехал в Москву и поступил в шахту кре­ пильщиком. Метростроевцы избрали старика-отличника членом Моссовета. После окончания первой очереди метро Пригара был награжден почет­ ной грамотой и завербовался на Шпицберген. Нелюбезно встретили сначала старика в Баренцбурге. На вопрос: „кто тебя прислал сюда, такого старого?" Пригара не обиделся, а просто ответил: — Борода не помешала мне быть лучшим ударником. Когда Пригара пришел на работу, он увидел расхлябанность, царившую в штреке. Крепление отставало, путей не настилали, и уголь приходилось перебрасывать вручную на 15 метров, прежде чем гру­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz