Советская Арктика. 1936, №9.
46 Советская Арктика • 1936 ■М 9 ' себе своего рода поправочные коэффи циенты на „некультурность" советского ра бочего, на его, якобы, .неумение" исполь зовать полную мощность механизмов. По новому варианту комбинат будет распиливать 275 тыс. кубометров в год. Уве личение мощности снизит себестоимость пилопродукции, увеличит рентабельность лесокомбината. Перерабатывая древесины до 275 кубо метров в год, завод даст 173 тыс. кубоме тров пиломатериалов при проектном выходе их в 63%. Из этого количества намечается дать 33% экспортной пилопродукции. Остальная пойдет на внутренний рынок. Работа лесокомбината повысит почти в три раза экспорт пиломатериалов Север ным морским путем с Оби: в 1935 году Кар ской экспедицией погружено около 6 тыс. стандартов; включение Белогорского комби ната повысит эту цифру до 19 тыс. стандар тов в год. Продукция для внутреннего рынка в основном-— пазованные стенные брусья, половые доски, вагонная обшивка и гото вые шпалы из отходов пиловочника. Брусья и доски пойдут для жилищного и культурно-бытового строительства южных районов Омской области и Северного Казах стана. Надо удовлетворить и нужды быстро растущих городов—Омска, Семипалатинска и других. Омский лесозавод из-за недостатка сырья не обеспечивает этого строительства. Завоз туда обработанного лесоматериала вы годнее завоза круглого леса. Вагонная обшивка и шпалы удовле творят увеличивающийся спрос на эти ма териалы Омской железной дороги. Заготовка т а р н о й д о с к и рас считана примерно на 100 тыс. штук ящич ной тары, сбыт которой обеспечен на рын ках Средней Азии (фруктовые ящики). Детали судостроения комбинат дол жен вырабатывать еще до перевода верфи из Тобольска в Белогорье. Все, что можно заготовить механизированным способом для деревянного судостроения (фуговка, вы борка шпунтов и четвертей, детали палуб ных устройств и т. д.), должно быть по за казу верфи изготовлено на комбинате и в период навигации отправлено на верфь в Тобольск, либо (после ее перевода в Белогорье) передаваться с площадки ком бината на площадку верфи механизирован ным транспортом. Комбинат будет готовить также и дере вянные детали для железного судостроения, которое намечается развернуть в Тоболь ске. Значительный удельный вес в продук ции комбината займут готовые стройдетали (двери, переплеты оконных рам, косяки и т. д.). Себестоимость заготовленных на комбинате стройдеталей будет значительно ниже изготовленной кустарным способом.. Лесокомбинат будет изготовлять и про стейшую мебель для сбыта на Севере, где, в связи с переходом кочевников на осед лость, возникав г на это большая потребность. Общие капитальные затраты на строи тельство комбината проектным заданием были определены в сумме 15 млн. руб. Но учитывая применение механизированных способов строительства, удешевление его, руководство Главсевморпути поставило за дачу уложить стоимость строительства в 12 млн. руб. В какой мере обеспечивается работа комбината сырьевой базой? Всего потребуется на срок полной амор тизации комбината около 3 млн. кубоме тров деловой древесины. Экспедиции, осо бенно обследовавшие в 1935 году б.чссейн реки Конды, значительно увеличили прежде выявленные запасы в 3 млн. кубометров. По предварительным данным они повы шены до 5 млн. кубометров. Сырьевая база вполне обеспечена на срок амортиза ции лесокомбината. Кроме того лесокомбинат решено строить у Ендырской протоки реки Оби, в 6 километрах от Белогорья, где можно базироваться и на лесах соседних с ним Самаровского, Сургутского, Ларьякского, Уватского леспромхозов. На лесокомбинате будет работать около 700 постоянных рабочих. Он явится един ственным механизированным предприятием на Обском севере, основным центром про летарских кадров. Кадры эти надо подго товить в основном из среды местного нацио нального населения. Завоз рабочей силы на комбинат из внутренних районов Сибири нецелесообра зен. Это удорожает стоимость строительства и эксплоатации. Вербовка кадров из мест ного населения (манси, хантэ), подготов ка их к работе на механизмах создаст крепкий очаг национальной культуры на Обском севере.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz