Советская Арктика. 1936, №9.

А. А. Соколов. Белогорский лесокомбинат 45 А. А. СОКОЛОВ БЕЛОГОРСКИЙ ЛЕСОКОМБИНАТ 1 Лесные богатства бассейнов Оби и Ир­ тыша не уступают богатствам Енисейско­ го края. Промышленное освоение их—одна из основных задач в перспективе работы Омского теруправления Главсевморпути. Экспорт пилопродукции с рек Обского бассейна вошел в систему работы Карских экспедиций. Если в 1928 году было вывезе­ но 818 стандартов, то в 1933 году уже 4957 стандартов, а в 1935 году около 6 тысяч стандартов. Перевозка готовой пилопродукции с рек Обского бассейна к местам погрузки морских пароходов требует значительного тоннажа грузового речного флота. Перера­ ботка же леса на Игарке освобождает его от этого: на Енисее древесина спускается сплавом, там же перерабатывается и там же грузится на морские суда. Казалось бы по­ этому, что конкурентные способности об­ ского экспортного леса по сравнению с игарским невелики. Но такой вывод бу­ дет поспешным. Сравнивая расчетные данные Гипроде- рева по Белогорскому лесокомбинату и Сев- морлеса по Игарке, видно, что игарские пило­ материалы дороже белогорских на 60%, что рентабельность обско-иртышского леса по сравнению с енисейским вполне очевидна. Верхнее течение Оби, и особенно Ир­ тыша, идет по области, лишенной лесонаса­ ждений. Иртыш является естественным вод­ ным путем, соединяющим таежную зону Се­ вера со степным югом Сибири и Казахста­ ном. Леса Обско-Иртышского бассейна мо­ жно использовать не только как экспортную древесину, но снабжать оттуда и внутренний рынок, емкость которого в районе Омской области, северной части Казахстана и Сред­ ней Азии неограничена. Темпы социалистической индустриализа­ ции Казахстана и Средней Азии в значитель- яой мере лимитируются лесоматериалом, необходимым для строительных нужд гор­ ной промышленности. Завоз лесоматериалов в Среднюю Азию и Казахстан лимитируется также недостаточной сетью железных до­ рог. Главная масса лесоматериалов в эти районы направляется из Восточной Си­ бири, Красноярского края, а также с за­ пада по железным дорогам. При наличии же возможности грузить готовую древе­ сину и круглый лес водным путем до Семи­ палатинска и выше по Иртышу освобож­ дается один из наиболее загруженных участ­ ков |Турксиба. Весь Северный Казахстан и степная часть Омской области получают лесоматериалы, совершенно освобождая железную дорогу в восточном направлении до Новосибирска и Омска, а в западном — до Челябинска. Речной транспорт на Иртыше в ближай­ шие годы будет загружен перевозками хлеб­ ных грузов на север, основной грузопоток которых пойдет в направлении Семипала­ тинск^—Омск—Обская губа. Обратно же пой­ дет порожняк, повышающий эксплоатацион- ные расходы флота и тарифы. Встает не­ обходимость загрузить этот порожняк и в кожном (обратном) направлении. Такая за­ грузка может быть с успехом для народно­ го хозяйства страны обеспечена обработан­ ной лесопродукцией лесов Крайнего Се­ вера. Все эти соображения предопределили необходимость постройки крупного лесо­ промышленного предприятия дли эксплоа- тации лесных массивов Оби, Иртыша и их притоков. И Что будет представлять собой Белогор­ ский лесокомбинат? Это не только постройка четырехрам­ ного завода. Будет создан и ряд связанных сним предприятий для использования всех отходов лесопиления, выпуска вполне об­ работанной „облагороженной" продукции— всего на сумму до 10 мил. руб. в год. Будет создан большой др евообд ел оч ­ ный цех для производства тарной доски, стройдеталей, сборной мебели, деталей для судостроения, вагонной обшивки, 'готовых половых досок, стенных брусьев и т. д. Предусмотрено строительство сушилок с пропускной способностью до 30 ООО куб. метров пиломатериалов в год. В проект включен также и бондарный цех для выпу­ ска бочечной тары с производительностью 100 тыс. комплектов в год. Ко второй очереди относится построй­ ка гидролизного завода для утилизации опилок и рейки—всех отходов лесопиления. Намечено построить зав од термоизоляци­ онных брикетов для жилстроительства в районах Крайнего Севера. На комбинате можно будет механизи­ рованным способом готовить и большинство деталей деревянного судостроения. Это позволит перенести Тобольскую верфь к месту комбината, что значительно понизит себестоимость судов. Проектное задание, разработанное Ги­ дродревом, определило мощность лесоком­ бината в 200 тыс. кубометров пиловочника в год. Однако стахановское движение опро­ кинуло устаревшие представления о про­ ектной мощности механизированных пред­ приятий. Оказалось, что проекты таили в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz