Советская Арктика. 1936, №9.
А. А. Соколов. Белогорский лесокомбинат 45 А. А. СОКОЛОВ БЕЛОГОРСКИЙ ЛЕСОКОМБИНАТ 1 Лесные богатства бассейнов Оби и Ир тыша не уступают богатствам Енисейско го края. Промышленное освоение их—одна из основных задач в перспективе работы Омского теруправления Главсевморпути. Экспорт пилопродукции с рек Обского бассейна вошел в систему работы Карских экспедиций. Если в 1928 году было вывезе но 818 стандартов, то в 1933 году уже 4957 стандартов, а в 1935 году около 6 тысяч стандартов. Перевозка готовой пилопродукции с рек Обского бассейна к местам погрузки морских пароходов требует значительного тоннажа грузового речного флота. Перера ботка же леса на Игарке освобождает его от этого: на Енисее древесина спускается сплавом, там же перерабатывается и там же грузится на морские суда. Казалось бы по этому, что конкурентные способности об ского экспортного леса по сравнению с игарским невелики. Но такой вывод бу дет поспешным. Сравнивая расчетные данные Гипроде- рева по Белогорскому лесокомбинату и Сев- морлеса по Игарке, видно, что игарские пило материалы дороже белогорских на 60%, что рентабельность обско-иртышского леса по сравнению с енисейским вполне очевидна. Верхнее течение Оби, и особенно Ир тыша, идет по области, лишенной лесонаса ждений. Иртыш является естественным вод ным путем, соединяющим таежную зону Се вера со степным югом Сибири и Казахста ном. Леса Обско-Иртышского бассейна мо жно использовать не только как экспортную древесину, но снабжать оттуда и внутренний рынок, емкость которого в районе Омской области, северной части Казахстана и Сред ней Азии неограничена. Темпы социалистической индустриализа ции Казахстана и Средней Азии в значитель- яой мере лимитируются лесоматериалом, необходимым для строительных нужд гор ной промышленности. Завоз лесоматериалов в Среднюю Азию и Казахстан лимитируется также недостаточной сетью железных до рог. Главная масса лесоматериалов в эти районы направляется из Восточной Си бири, Красноярского края, а также с за пада по железным дорогам. При наличии же возможности грузить готовую древе сину и круглый лес водным путем до Семи палатинска и выше по Иртышу освобож дается один из наиболее загруженных участ ков |Турксиба. Весь Северный Казахстан и степная часть Омской области получают лесоматериалы, совершенно освобождая железную дорогу в восточном направлении до Новосибирска и Омска, а в западном — до Челябинска. Речной транспорт на Иртыше в ближай шие годы будет загружен перевозками хлеб ных грузов на север, основной грузопоток которых пойдет в направлении Семипала тинск^—Омск—Обская губа. Обратно же пой дет порожняк, повышающий эксплоатацион- ные расходы флота и тарифы. Встает не обходимость загрузить этот порожняк и в кожном (обратном) направлении. Такая за грузка может быть с успехом для народно го хозяйства страны обеспечена обработан ной лесопродукцией лесов Крайнего Се вера. Все эти соображения предопределили необходимость постройки крупного лесо промышленного предприятия дли эксплоа- тации лесных массивов Оби, Иртыша и их притоков. И Что будет представлять собой Белогор ский лесокомбинат? Это не только постройка четырехрам ного завода. Будет создан и ряд связанных сним предприятий для использования всех отходов лесопиления, выпуска вполне об работанной „облагороженной" продукции— всего на сумму до 10 мил. руб. в год. Будет создан большой др евообд ел оч ный цех для производства тарной доски, стройдеталей, сборной мебели, деталей для судостроения, вагонной обшивки, 'готовых половых досок, стенных брусьев и т. д. Предусмотрено строительство сушилок с пропускной способностью до 30 ООО куб. метров пиломатериалов в год. В проект включен также и бондарный цех для выпу ска бочечной тары с производительностью 100 тыс. комплектов в год. Ко второй очереди относится построй ка гидролизного завода для утилизации опилок и рейки—всех отходов лесопиления. Намечено построить зав од термоизоляци онных брикетов для жилстроительства в районах Крайнего Севера. На комбинате можно будет механизи рованным способом готовить и большинство деталей деревянного судостроения. Это позволит перенести Тобольскую верфь к месту комбината, что значительно понизит себестоимость судов. Проектное задание, разработанное Ги дродревом, определило мощность лесоком бината в 200 тыс. кубометров пиловочника в год. Однако стахановское движение опро кинуло устаревшие представления о про ектной мощности механизированных пред приятий. Оказалось, что проекты таили в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz