Советская Арктика. 1936, №9.

42 Советская Арктика • 1936 • № 9 Теруправление своими судами будет участвовать в перевозках трузов и по р. Пясине для Норильских горно-геологических предприятий. Чтобы обеспечить тоннаж этих перевозок, Тобольская верфь в срок спу­ стила на воду три 1100-тонных рейдовых баржи, обеспечила перевозки мелким самоходным и несамоходным флотом, подготовила к выходу ,150-сильный бот для реки Хатанги и 110-сильную шхуну для рыбных промыслов Гыдояма. Флот отремонтирован своевременно и находится в плавании, выпол­ няя график по внутреннему рейсу. Строительство для Севера, подго­ тавливаемое в Тобольске, в основном заканчивается. В 1936 году сплавляется 72 тысячи ф/метров деловой древесины для строительства Белогорского комбината, верфи и северного строи­ тельства. План первого полугодия по пушнине еще на 1 июня был выполнен на 112°/о. Большую тревогу внушает строительство Белогорского лесопиль­ ного комбината. Задерживаются проекты и сметы. Строительство че­ тырехрамного лесопильного завода с цехом утилизации отходов должно начаться немедленно. Лесопильный комбинат при полной производственной мощности будет распиливать 275000 ф/метров в год. По плану пуск завода наме­ чается в ноябре 1937 года. Это срок вполне реальный. Уже в навигацию 1936 года для отправки древесины потребителям нужна значительно повышенная мощность самостоятельного флота. По проектному заданию этому заводу и по качеству древесины (на реке Конде, Остяко-вогульского округа) 33% высокосортных пиломатериалов предназначаются на экспорт, 12J/o Для собственных нужд и 55% для реализации на внутреннем рынке. Сбыт древесины полностью обеспечен. Но узким местом может оказаться неподготовленность флота. Для перевозок пиломатериалов лесокомбината необходимо иметь один буксир не менее 800 л. с. и к нему 10—12 лесовозов по 2 тысячи тонн. Тоннаж для перевозки леса может быть полностью обеспечен си­ лами Тобольской судоверфи, без особых капиталовложений. Труднее обеспечить себя буксирным флотом. Но и эту задачу разрешить без­ условно можно успешно. Созванные теруправлением на совещание руко­ водители судостроительной верфи вместе со стахановцами-котелыциками и стахановцами-судостроителями высказались за то, что организация металлического судостроения на Тобольской верфи может быть начата. .Для этого надо обеспечить верфь материалами. Стахановцы судоверфи обещают изготовить первый пробный ко­ лесный пароход в 150 л. с. и спустить его на воду в мае 1937 года. Буксирный пароход для перевозки леса также может быть изготовлен на Тобольской верфи. Организация металлического судостроения на Тобольской верфи не фантазия, а дело вполне осуществимое. Расходы по подготовке верфи к металлическому судостроению не будут превы­ шать 100—150 тысяч рублей. В общей же сложности затраты на Тоболь­ скую верфь составят 450 тысяч, при выпущенной продукции верфью на 8—9 млн. рублей. Развитие транспортных перевозок на Омском севере является ак­ туальной задачей сегодняшнего дня. При наличии надлежащего флота на Оби, уже в навигацию 1936 года могут быть перевезены десятки тысяч тонн пшеницы с перегрузкой ее на морские пароходы. Но это дело до сих пор не организовано, что можно объяснить недооценкой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz