Советская Арктика. 1936, №9.

40 Советская Арктика • 1936 ■№ 9 Е. М. ИПАТОВ Начальник Омского теруправления СДЕЛАТЬ НАШИ ПРЕДПРИЯТИЯ РЕНТАБЕЛЬНЫМИ I Омское теруправление Главсевморпути осуществляет свою деятель­ ность в пределах двух национальных округов — Остяко-вогульском, расположенном в северной части Обь-Иртышского бассейна, и Ямало­ ненецком, охватывающем всю заполярную часть Омской области до берегов Карского моря и с запада на восток от Северного Урала до- Гыдоямского залива включительно. Основная задача Омского теруправления — ускорить культурный и хозяйственный рост народов, населяющих осваиваемые нами районы, и приблизить их к уровню культуры всего Советского Союза. Базой для осуществления этой работы на Омском севере служит сеть нами созданных производственно-торговых и культурных предприятий. Всего на Омском севере, охватывающем оба округа, теруправле­ ние имеет до 150 различных организаций и предприятий. На Ямальском севере, охватывающем лесотундру и тундру с пре­ обладающим кочевым населением ненцев, хантэ и манси, теруправление осуществляет через свои 20 стационарных и 7 разъездных факторий заготовку высокосортной экспортной пушнины: песца, белки, горностая.. Там же в богатых рыбой и морским зверем водоемах производится вылов рыбы. В Ямальском округе имеем кроме того два оленеводческих совхоза с 18 000 поголовья оленей и две .хозкультбазы. Остяко-вогульский округ, расположенный преимущественно в та­ ежной зоне, имеет большие природные богатства. Даже частичные ис­ следования лесных массивов, а также горно-геологические исследования говорят о том, что Остяко-вогульский округ может быть в ближайшее время крупной базой для организации промышленных предприятий. Теруправление сосредоточивает свое внимание преимущественно на ор­ ганизации там крупной лесозаготовительной, лесопильной промышлен­ ности. На строительство одного лишь Белогорского комбината будет затрачено в 1936—1938 годах до 15 миллионов рублей. В Остяко-вогуль- ском округе теруправление имеет два оленеводческих совхоза и две хозкультбазы. Огромное значение в освоении Омского севера имеет речной транс­ порт. Водные магистрали, связывающие различные наши северные предприятия с железной дорогой, значительно облегчают решение поставленных перед нами партией и правительством задач. Теруправле­ ние для обслуживания северных национальных районов имеет до 50 еди­ ниц самоходного и несамоходного флота. Этот флот перевозит до 55 000 тонн различных грузов в одну навигацию. Потребность в перевозках с каждым годом возрастает. Например, перевозки 1935 года составляли 51 000 тонн, а в 1936 году запланировано уже 67 000 тонн. И все же потребность удовлетворяется недостаточно- Лимитирует тяга—буксирный флот, который, состоя из одного теплохода „Микоян" в 1600 л. с. и подсобного парохода „Разведка" в 124 л. с., в нав*- гацию текущего года будет использован с большим напряжением. Зна­ чительно лучше с тоннажем. В 1935/36 году Тобольская судостроитель­ ная верфь Главсевморпути успешно освоила строительство 1100-тонных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz