Советская Арктика. 1936, №9.

Советская Арктика ■1936 • № 9 Новой Земли, отрываясь от них далеко на севере у Русской Гавани или мыса Жела­ ния. Капитан Котцов избрал прямой путь на норд Баренцовым морем. Все три рейса последних лет на Землю Франца-Иосифа „Таймыр" сделал именно этим путем. Я видел в штурманской рубке „Таймыра" этот путь, проложенный на карте—прямо, как по линейке между 45-м и 50-м меридианами. Новая Земля оставалась далеко на востоке. Оторвавшись от Большой Земли, от маяка Городецкого и Канина Носа, — „Таймыр" мог снова увидеть сушу только подойдя к южным островам архипе­ лага — к мысу Флора на острове Нордбрук. Поход на Землю Франца-Иосифав 1933го- ду отмечается тем, что происходил он в небывало позднее время. .Таймыр" поки­ нул б/хту Тихую 10 сентября, накануне наступления полярной ночи. Зимовщики бухты Тихой даже не ожидали прибытия ледокола. А немецкий ученый доктор Шольц, зимовавший в бухте Тихой в 1932/33 году и производивший наблюдения над атмосфер­ ным электричеством, посылал тревожные радиограммы домой. Однако этот поздний рейс прошел блестяще. В 1934 году „Таймыр", под командова­ нием капитана Котцова, кроме очередного похода на Землю Франца-Иосифа, сделал с научной целью зимний рейс в район Шпицбергена, а также в Гренландское мо­ ре. Этот год был отмечен еще одним инте­ ресным походом. В апреле „Та >мыр" со­ вершил рейс по Белому морю также с научными целями. Белое море было в это время покрыто льдом, и рейс в этих усло­ виях вызвал тогда восхищение всего науч­ ного мира. В прошлом, 1935 году „Таймыр', идя своим обычным прямым путем на Землю Франці-Иосифа, достиг бухты Тихой через 1 1 / часов и 45 минут после поднятия якорл на рейде Северной Двины в Архангельске. Это был рекорд скорости достижения Зем­ ли Франца-Иосифа. И нельзя сказать, чтобы метеорологические условия нам благоприят­ ствовали. Мы проходили проливом Миерса, а зачем Британским каналом в густом ту­ мане и снежной пурге. После разгрузки в бухте Тихой и смены зимовщиков „Таймыр" посетил самый се­ верный остров архипелага—остров Рудоль­ фа, на китором находилась наша законсер­ вированная полярная станция, существо­ вавшая в 1932/33 году. В последующие дни „Таймыр” пошел на норд и достиг широ­ ты 82°11/. Эта точка, близкая к мировому рекорду, была достигнута в тот день, когда „Садко" поставил рекорд высокоширотного плавания во льдах. Идя Британским каналом, „Таймыр" обнаружил подводную банку. Вторая под­ водная банка была открыта в северной части моря. Попутно с другими научными работами были исправлены на карте очертания бере­ гов островов Зеіѵли Франца-Иосифа. Север­ нее 81-й параллели „Таймыр’ в прошлом году окончательно зачеркнул на географи­ ческой карте два острова: Альфреда Гарм- суорта и Альберта-Эдуарда — они и ранее считались „сомнительными". Возвращение в море Баренца было для .Таймыра" сопряжено со значительными трудностями. Проливы архипелага были забиты льдом, и только после упорной борьбы со льдами мы вырвались в море Баренца, в котором провели научную гидро­ логическую работу. Зимой 1936 года „Таймыр" совершил в период полной полярной ночи исключи­ тельно трудный поход на Шпицберген. Вот вкратце история работы „Таймыра" в Арктике— работы, которая еще не окон­ чена. Г. Г. АЛЕКСЕЕ * Радиотехник РАДИОСВЯЗЬ НА ЧУКОТКЕ В истории героической борьбы совет­ ских летчиков за освоечие Арктики изве­ стно не мало случаев запоздалого розыска самолетов на местах вынужденных посадок. Случаи эти наблюдались, например, в работе авиаотряда т. Павленко на Чукот­ ке, где погода резко и часто меняется. Это мне известно из личного опыта работы в Уэлене в качестве радиотехника. Самолет Масленникова в декабре 1934 года сделал вынужденную посадку на пути между Анадырем и бухтой Провидеиия. Розыски самолета с воздуха и на собаках в течение двенадцати дней не дали поло­ жительных результатов. Только на трина­ дцатые сутки он был найден т. Водопьяно­ вым. В 1935 году Масленников из-за не­ исправности мотора сделал вынужденную посадку в районе Ванкарема. Люди находи­ лись без помощи целые сутки. Самолет Катюх^ва в 1935 году сделал вынужденную посадку на торосистый лед между Биллингсом и Шелагским. Людей считали погибшими, тогда как они через некоторое время были разысканы, а самолет в силу запоздалой помощи ушел под лед. Самолет Прокопова в 1935 году сделал также вынужденную посадку на торосистый лед. В 1936 году был подобный случай и п самолетом Волобуева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz