Советская Арктика. 1936, №9.

104 Советская Арктика • 1936 • № 9 немного далее губы Поморской. На всем остальном протяжении он совершенно ли­ шен маячного и створного освещения. Для безопасности плавания надо уста­ новить около 25 маячных огней, не менее 20 створных освещаемых знаков, до 10 опо­ знавательных башен, 5 туманных сигналь­ ных станций и 5 радиомаяков. Конечно, и это количество навигационных сооружений еще не удовлетворит полностью всех нужд мореплавания в юго-западной части Кар­ ского моря, но установка их все же внесет большое улучшение. Нам необходимы соответствующие суда, которые могли бы итти в любой ледовой рейс, завозить туда строительные и прочие грузы и своевременно обслуживать маячные и другие соэруження. Мы располагаем только двумя судами— „Штормом" и не­ большим ботиком „Лоцмейстерским* причем последний непригоден для плавания во льдах; вследствие небольшого запаса горю­ чего, которое он может взять на себя, район его плавания крайне ограничен. Судно „Шторм" подходит для маячно-лоцмейстер- ских работ, но не годится для перевозки громоздких строительных грузов (бревна и доски). Для перевозки таких грузов тре­ буется судно больших размеров. Если в навигацию 1935 года два назван­ ных судна еще справятся с работой, то в 1937 году, когда количество маячных ог­ ней достигнет полусотни, работа двух судов станет уже недостаточной для лоцмейстер- ской службы. Надо теперь уже думать о постройке для маячно-лоцмейстерских ра­ бот в юго-западной части Карского моря еще двух судов, способных вместить доста­ точное количество строительного груза. М. М. МАКСИМОВ ПОХОДЫ „ТАЙМЫРА ' . . . После борьбы со льдами в проливах архипелага мы снова устремились к югу. Позади остались острова Земли Франца- Иосифа. „Таймыр" шел морем Баренца, сво­ бодно преодолевая восьмибалльные, местами торосистые льды. 17сентября 1935 года было для,Таймыра* днем знаменательным. Ровно двадцать лет назад — в сентябрьский же день 1915 года— „Таймыр”, войдя в Архангельский порт, за­ кончил плавание Северным морским путем из Владивостока в Архангельск. Этот поход начат был в 1914 году, продолжался два на­ вигационных сезона и совершен с одной зимовкой во льдах. „Таймыр" и однотипный с ним „Вайгач“ были построены в 1909 году на Невском судостроительном заводе. В том же году оба ледокола покинули Петербург и южным путем направились во Владивосток. В последующие годы „Таймыр” вместе с „Вайгачом“ проводили гидрографическую работу в Северном Ледовитом океане к востоку от Колымы. В 1912—1913 годах оба ледокола сде­ лали две попытки преодолеть Северный морской путь, но тяжелые льды заставляли повернуть обратно, и „Таймыр" с „Вайга- чом“ возвращались во Владивосток. Во время второй неудачной попытки пройти из Тихого океана в Атлантический — в 1913 году, 3 сентября, к северу от мыса Челюскина была открыта неизвестная земля, в наши дни получившая название Север­ ной Земли. „Таймыр* тогда нанес на карту восточные берега этой новооткрытой суши. Прибытие „Таймыра® в 1915 году в Ар­ хангельск совпало с разгаром империали­ стической войны. Ледокол стал в Архангель­ ском порту... Окончилась война империалистическая, началась — гражданская. На Севере восем­ надцать месяцев хозяйничали интервенты. В феврале 1920 года белая армия генерала Миллера была окончательно добита насту­ павшей 6-й Красной армией. Членом Рев­ военсовета, занявшим 21 февраля 1920 года Архангельск, был т. Н. Н. Кузьмин — ныне начальник Архангельского территориаль­ ного управления Главсевморпути. Ледокол „Таймыр” счастливо избег пе­ чальной участи, которую ему готовило белое командование. Не имея воьможности увести ледокол с сс бой (нехватало угля, и не было никакой уверенности в настроенной больше­ вистски команде), было решено затопить ледокол в Белом море, а команду расстре­ лять. Но план не удался. Поспешно удрали из Архангельска разгромленные остатки белобандитов, да и команда „Таймыра* была на-чеку, готовая дать им отпор. ■к После укрепления советской власти на Севере Арктика стала систематически по­ сещаться советскими научными экспеди­ циями. От случайных и крайне слабо под­ готовленных плаваний в дореволюционном прошлом Октябрьская революция дала воз­ можность перейти к систематическому, пла­ новому изучению Северного морского пути. Первая советская научная экспедиция в Арктику (в Карское море) уходила на борту „Таймыра'изАрхангельскав 1921году. Ледокол „Таймыр" тогда посетил северную

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz