Советская Арктика. 1936, №9.

Нам пишут П. И. БАШМАКОВ МАЯЧНО-ЛОЦМЕЙСТЕРСКАЯ СЛУЖБА В КАРСКОМ МОРЕ Кораблю мало иметь только одни карты. Чтобы знать подводные опасности — мели и банки, определить местонахождение судна, облегчить плавание в проливах, а также вход в заливы и бухты, и, наконец, для опознания берегов — нужны морские вехи, маяки, опознавательные и створные знаки. Для ориентировки в т' мане нужны звуко­ вые сигнальные станции! падиомаяки. Все эти навигационные соору::ония обеспечи­ вают без-іпасность мореплавания. Отсутствие же маячного освещения за­ трудняет плавание, тем более в морях Арк­ тики. Частая перемена курсов в поисках прохода среди льдов, иногда вынужденный дрейф судна вместе со льдами, неизвест­ ность течений, редкие астрономические обсервации, частые туманы и облачность — все это условия, при которых трудно вести точное счисление пути корабля. Юго-западная часть Карского моря (с Новой Зеѵілей), это преддверие Север­ ного морского пути, до 1EL3 года была почти лишена маяков и знаков. Навигацион­ ное оборудование крайне отставало от развития судоходства и морских промыслов. На всем пространстве юго-западной части Карского моря (проливы Югорский ИІар, Карские Ворота, Маточкин Шар; остров Вайгач, весь восточный берег Новой Земли и часть северо-западного от мыса Желания до Русской Гавани, Байдарацкая губа и западный берег полуострова Ямала), про­ тяжением береговой черты в 2400 морских миль, насчитывалось всего лишь 8 маячных огней, 2 освещаемых и 9 неосвещаемых створных зчаков, 25 неосвещаемых опозна­ вательных знаков и 8 морских вех. Один маячный вгонь приходится на 240 морских миль береговой черты. Причем маячные сооружения в большинстве были плохо видны с моря. Ряд из них поставлен еще в дореволюционное время и представлял соб >й невысокие кучи камней или, как их называют на севере, гурии. Наследство осталось незавиднее. Нужно было крепко взяться за работу, обеспечить безопасность плавания судов на этом от­ ветственном участке. Архангельское тер- управление Главсевморпути использовало все новейшие достижения в технике безо­ пасности мореплавания и за три года до­ билось значительного улучшения маячно- лоцмейстерской службы. Количество маяков и других навигационных сооружений и знаков ограждения в юго-западной части Карского моря показано в следующей таблице: Сооружения 1933 г. 1936 г. Будет в 1937 г. Маяки ацетилено­ вые • • . . . . 8 11 19 Маяки электриче­ ские ................. 3 3 Освещаемые створные знаки 2 15 26 Сигнальные туман­ ные станции . . 1 1 Опознавательн. не- освещ. знаки . 25 30 25 Створные неосве- щаемые знаки . 9 16 9 1 Морские вехи . . 8 13 17 Итого . . . . 52 89 100 В результате, Югорский Шар (здесь сле­ дует подавляющее большинство судов из Баренцова моря в Карское и обратно) стал доступен для плавания днем и ночью, а на случай подхода к нему в туман с западной стороны, на мысе Гребень установлен,і сиг­ нальная станция по туманам. Для ориенти­ ровки с более далекого расстояния при подходе к этому же проливу со стороны 1 Количество неосвещаемых створных знаков в 19 >7 году уменьшится, потому что семь из них перейдут в разряд осве­ щаемых, т. е. станут створными огнями. То же самое с опознавательными неосвешае- мыми знаками — пять из них также перей­ дет в разряд маячных огней.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz