Советская Арктика. 1936, №9.

Б. И. Маневич и Я ■ А. Соловьев. Опыт перевозки свежей рыбы 101 Б. И. МАНЕВИЧ и Я- А. СОЛОВЬЕВ ОПЫТ ПЕРЕВОЗКИ СВЕЖЕЙ РЫБЫ Таймырской научно-промысловой экспе­ дицией проведен опыт перевозки свеже­ мороженой рыбы с промысла Иннокентьев- ского до Красноярска (около 3000 кило­ метров). 100 килограммов рыбы (мусуи), замороженной контактной льдосоляной „мо­ розной*, было уложено в цинковый куби­ ческий ящик, помещенный в деревянный ящик с двойной обшивкой, с пробкой и паклеьой изоляцией толщиною в 10 санти­ метров. Расстояние между стенками цинко­ вого идеревянного ящиков—10 сантиметров. Ящик с рыбо I помешен был на берегу Енисея под открытым небом. Пространство между стенками цинкового и деревянного ящиков набивалось в течение семи дней, по мере надобности, льдо-соляной смегыо. Затем ящик перенесли на борт бота „Крас­ ный партизан*. В Усть-Порту (через два дня) ящик был перезаряжен и перегружен на бот „Вьюга". Отсюда захватили две бочки льда, которым пользовались для за­ рядки ящика в течение четырех дней до приезда в Игарку. В Игарке ящик через день пополнялся льдо-соляной смесью. Перед зарядкой тем­ пература внутри цинкового ящика в мо­ мент вскрытия деревянного ящика была —10—11°Ц. Рыбу погрузили на борт п х „Рудзутак“. Льдом, захваченным в Игарке, пришлось зарядить ящик лишь 2 раза в пути до Енисейска: значительная часть льда растаяла. Несмотря на то, что перед Енисейском в течение 5 дней деревянный ящик не заряжался, температура внутри цинкового ящика была—4°,5 Ц. На каждую зарядку ящика тратилось 60 кило льдо-со- лііНий смеси: отношение льда к соли 3 :1 , В пути до Красноярска мел добавлялся всего лишь два раза. В Красноярске для осмотра рыбы была создана специальная комиссия. Она устано­ вила, что температура яшика с ) ыбой в момент вскрытия была — 11° Ц; промежу­ ток между цинковым и деревянным ящи­ ками был заполнен льдо-соляной смесью. При вскрытии рыба имела светлую ру­ башку, целиком проморожена, вполне до­ брокачественна и пригодна в пищу. Данный опыт, осуществленный в про­ шлом году (август), показал, чю перевозка свежей мороженой рыбы вполне осущест­ вима на рагстояние до 3 тысяч километров, причем перевозка безусловно рентабельна, а затрата льдо-соляной смеси будет, конечно, значительно ниже опытной. Для перевозки мороженой рыбы необхо­ димо оборудовать баржу со специальными льдо-соляными охлаждениями. Подобная си­ стема оборудования баржи для перевозки мороженой рыбы применяется в районах южнэго рыболовства, где температура воды и воздуха несравненно выше. Хранение рыбы на месте лова — на льду — в бунтах нецелесообразно. Рыба подвергает­ ся влиянию ветра при резких изменениях температуры, и усушка ее достигает не ме- н?е 25%, что ведет к снижению качества. Хранение же рыбы на берегу в бунтах так­ же сопряжен) с большими потерями. Прак­ тика на промысле Иннокентьевском пока­ зала, что рыба под большим давлением ча­ стично оттаивала и к приходу каравана имела потемневшую рубашку, желтое брюш­ ко, до 50% лопанца и признаки начавше­ гося разложения. Для хранения рыбы зимнего и летнего уловов нужно устроить рыбохранилище двух типов. Например, рыбу зимнего улова можно вполне сохранить до прихода кара­ вана (28—30 июня) при условии немедлен­ ной вывозки ее на берег и уборки в плот­ ные ящики в досчатом наземном рыбохра- нилище. В условиях господствующих снежных за­ носов такое рыбохранилище будет забито снегом, и рыба может находиться здесь до погрузки в изотермическую баржу. Для хранения рыбы летнего улова не­ обходимо устроить рыбохранилище в веч­ ной мерзлйте и специальное помещение для замороживания рыбы льдо-соляной смесью. В морозилках несбходимо иметь льдодробилки ручного или механического привода. Своевременная вывозка выловленной рыбы со льда и укладка ее в рыбохрани­ лище позволит избежать всех потерь. Это является нео ходимои предпосылкой успеха в организации массовой вывозки рыбы в свежемороженом виде. Зимой на промыслах необходимо иметь тракторы-вездеходы, которые в условиях Арктики себя уже оправдали. Там можно применить и автомашины на сверхбаллонах, которые сумеют проходить по глубокому рыхлому снегу. Этот транспорт можно ис­ пользовать не только для вывозки рыбы, но и для переброски снаряжения и рыба­ ков на места лова, организации промысло­ вой разведки. Красноярское теруправление наметило к перевозке из района Большой переправы в Красноярск 5000 центнеров свежеморо­ женой рыбы зимнего и летнего уловов 1935/36 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz