Советская Арктика. 1936, №9.

В. И. Аккуратов. К высоким широтам на самолете 95 курсу и израсходованию горючего предпо­ лагаем, что он сел не на Готтерштатере, а значительно севернее, вероятно Грагам- Белль. Впоследствии это так и оказалось. В 1 час 50 минут 21 апреля нам удалось «ылететь. Шли методом счисления без вся­ кого отклонения, пользуясь только перио­ дическим компасом, так как два апериоди­ ческих отказали в воздухе, начиная с широты 78°40. На высоте 1000—1500 метров види­ мость была беспредельная. Несмотря на .глубокую ночь", солнце заливало все своим ослепительно холодным блеском. На расстоянии 100 километров от Земли Франца-Иосифа погода стала портиться. С юго-запада надвигалась облачность, закры­ вающая море сплошной волнообразной пеленой. Ледовая картина’ тоже изменилась, пошел крупно- мелкобитый лед. Впереди справа (на месте расчетного сектора) вдруг появляется облако подозрительной формы. Пристально всматриваемся в него. Это бес­ спорно земля, остров Сальм, самый восточ­ ный остров Земли Франца-Иосифа. Непере­ даваемое ощущение радости. Через не­ сколько минут под нами — остров Гукер, где расположена полярная станция. Он в тумане. Эту последнюю преграду легко одолеваем. И вот уже мы видим мачты радиостанции бухты Тихой. Идем на посадку. Впервые в истории самолет, стартовавший в хМоскве, сел в Оухте Тихой. С мыса Желания летели всего 3 часа 25 минут. По прямому вызвала нас Москва, по­ здравила с перелетом и дала указания, что делать в дальнейшем. .. Махоткин приказал заряжать машину и вылететь на поиски Водопьянова. Но через некоторое время мы услышали гудение мо­ тора. Каково же было наше изумление, когда в воздухе на юге со стороны острова Скот-Кельти мы ясно увидели самолет, идущий на посадку в бухту. Вот самолет плавно садится, рулит к берегу. Мы бежим к нему. Из кабины выходят закоптелые, все в мехах, радостные и энергичные Во­ допьянов, Бассейн, Иванов. А через час собрались за столом в кают-компании, где Водопьянов рассказал нам о своей выну­ жденной посатке. Погода держала его вза­ перти в продолжение пяти суток. Жизнь после прилета „Н-128“ и „Н-127" в бухте Тихой пошла оживленнее, веселей. С Большой земли зимовщикам была достав­ лена почта, газеты, литература. Отдыхали два дня. Потом пошли дни ремонта само­ лета „Н-127“ и подготовка к полетам на север для ледовой разведки. 26 апреля машины стали рулить на аэродром для последней одиннадцатичасовой поверки компасов. И вот, когда „Н-128" бежал по льду, неожиданно его правая лыжа провалилась под лед. Сломалась правая консоль нижнего крыла. Самолет начал то­ нуть. Но общим энергичным авралом всех зимовщиков и экипажа звена самолет вы­ тащили на берег. Он спасен, но лететь в данный момент не может. Детальный осмотр крыла „Н-128* пока­ зал, что сломаны оба лонжерона и семь нервюр. Такая поломка на Большой Земле не исправляется, а меняется все крыло. Но крыла запасного нет, надо находить выход. Его находят наши бортмеханики. В пять дней Ивашин берется исправить крыло и пустить самолет в воздух. Ровно в 12 часов Водопьянов стартует на острове Рудольфа. Через 5 часов получили радиотелеграмму: «Задание партии и пра­ вительства выполнено— достигли 83° сев. широты. Позовите к аппарату Махоткина для дачи сведений о погоде. Идем при пло­ хой видимости". По радио сообщаем состояние по­ годы. .. Вдали раздается гул мотора, и коман­ дорская машина плавно садится на лед бухты. Весь полет с посадкой занял 5 часов 40 минут. Это был первый рейс совет­ ского самолета, достигшего большой широты, какой не достигали л ед о ­ колы. .. Когда самолеты были готовы, Водопья­ нов отдал распоряжение готовиться к от­ лету в Москву. 9 мая погода улучшилась. Все готово к отлету. На старте два самолета. Первым взлетает Водопьянов. Вот „Н-127" уже в воздухе. На взлет идем и мы. Делаем прощальный круг над зимовкой.. Я весь ухожу в расчеты пути. Вот уже море, оно открыто. Куда ни кинешь взгляд,, всюду чистая вода. Только неширокая по­ лоска льда берегового припая. Мы уже на траверзе острова Сальм. Вдруг самолет Во­ допьянова, идущий метрах в 200 сзади, резко поворачивается и идет к берегу, те­ ряя высоту (у него, как после выяснилось, сдал мотор). Поворачиваемся и идем за ним. Под нами знакомая бухта Тихая. • „Н-127", сделав круг, идет на посадку. Садимся и мы. В тот момент, когда лыжи коснулись льда и я встал, чтобы открыть дверцу ка­ бины, резкий толчок бросил нас вверх, а потом еще и еще. Произошла авария, но верить в нее не хотелось. Через несколько секунд все затихло, и мы выскочили из са­ молета. Осмотр самолета показал, что поломки еще устранимы (на это требовалось 5—(< дней), но о ремонте мотора нечего было и думать. Решили исправный мотор снять с са­ молета Махоткина и поставить его на „Н-127". 13 мая „Н-127" взял курс с бухты на мыс Желания, идя более полутора часа над открытым морем. А 21 мая благопо­ лучно сел в Москве. Перелет обратно был закончен за 8 суток, из которых 26 часов ушло на полет, а остальное время на ожи­ дание погоды и ремонт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz