Советская Арктика. 1936, №9.
В. И. Аккуратов. К высоким широтам на самолете 95 курсу и израсходованию горючего предпо лагаем, что он сел не на Готтерштатере, а значительно севернее, вероятно Грагам- Белль. Впоследствии это так и оказалось. В 1 час 50 минут 21 апреля нам удалось «ылететь. Шли методом счисления без вся кого отклонения, пользуясь только перио дическим компасом, так как два апериоди ческих отказали в воздухе, начиная с широты 78°40. На высоте 1000—1500 метров види мость была беспредельная. Несмотря на .глубокую ночь", солнце заливало все своим ослепительно холодным блеском. На расстоянии 100 километров от Земли Франца-Иосифа погода стала портиться. С юго-запада надвигалась облачность, закры вающая море сплошной волнообразной пеленой. Ледовая картина’ тоже изменилась, пошел крупно- мелкобитый лед. Впереди справа (на месте расчетного сектора) вдруг появляется облако подозрительной формы. Пристально всматриваемся в него. Это бес спорно земля, остров Сальм, самый восточ ный остров Земли Франца-Иосифа. Непере даваемое ощущение радости. Через не сколько минут под нами — остров Гукер, где расположена полярная станция. Он в тумане. Эту последнюю преграду легко одолеваем. И вот уже мы видим мачты радиостанции бухты Тихой. Идем на посадку. Впервые в истории самолет, стартовавший в хМоскве, сел в Оухте Тихой. С мыса Желания летели всего 3 часа 25 минут. По прямому вызвала нас Москва, по здравила с перелетом и дала указания, что делать в дальнейшем. .. Махоткин приказал заряжать машину и вылететь на поиски Водопьянова. Но через некоторое время мы услышали гудение мо тора. Каково же было наше изумление, когда в воздухе на юге со стороны острова Скот-Кельти мы ясно увидели самолет, идущий на посадку в бухту. Вот самолет плавно садится, рулит к берегу. Мы бежим к нему. Из кабины выходят закоптелые, все в мехах, радостные и энергичные Во допьянов, Бассейн, Иванов. А через час собрались за столом в кают-компании, где Водопьянов рассказал нам о своей выну жденной посатке. Погода держала его вза перти в продолжение пяти суток. Жизнь после прилета „Н-128“ и „Н-127" в бухте Тихой пошла оживленнее, веселей. С Большой земли зимовщикам была достав лена почта, газеты, литература. Отдыхали два дня. Потом пошли дни ремонта само лета „Н-127“ и подготовка к полетам на север для ледовой разведки. 26 апреля машины стали рулить на аэродром для последней одиннадцатичасовой поверки компасов. И вот, когда „Н-128" бежал по льду, неожиданно его правая лыжа провалилась под лед. Сломалась правая консоль нижнего крыла. Самолет начал то нуть. Но общим энергичным авралом всех зимовщиков и экипажа звена самолет вы тащили на берег. Он спасен, но лететь в данный момент не может. Детальный осмотр крыла „Н-128* пока зал, что сломаны оба лонжерона и семь нервюр. Такая поломка на Большой Земле не исправляется, а меняется все крыло. Но крыла запасного нет, надо находить выход. Его находят наши бортмеханики. В пять дней Ивашин берется исправить крыло и пустить самолет в воздух. Ровно в 12 часов Водопьянов стартует на острове Рудольфа. Через 5 часов получили радиотелеграмму: «Задание партии и пра вительства выполнено— достигли 83° сев. широты. Позовите к аппарату Махоткина для дачи сведений о погоде. Идем при пло хой видимости". По радио сообщаем состояние по годы. .. Вдали раздается гул мотора, и коман дорская машина плавно садится на лед бухты. Весь полет с посадкой занял 5 часов 40 минут. Это был первый рейс совет ского самолета, достигшего большой широты, какой не достигали л ед о колы. .. Когда самолеты были готовы, Водопья нов отдал распоряжение готовиться к от лету в Москву. 9 мая погода улучшилась. Все готово к отлету. На старте два самолета. Первым взлетает Водопьянов. Вот „Н-127" уже в воздухе. На взлет идем и мы. Делаем прощальный круг над зимовкой.. Я весь ухожу в расчеты пути. Вот уже море, оно открыто. Куда ни кинешь взгляд,, всюду чистая вода. Только неширокая по лоска льда берегового припая. Мы уже на траверзе острова Сальм. Вдруг самолет Во допьянова, идущий метрах в 200 сзади, резко поворачивается и идет к берегу, те ряя высоту (у него, как после выяснилось, сдал мотор). Поворачиваемся и идем за ним. Под нами знакомая бухта Тихая. • „Н-127", сделав круг, идет на посадку. Садимся и мы. В тот момент, когда лыжи коснулись льда и я встал, чтобы открыть дверцу ка бины, резкий толчок бросил нас вверх, а потом еще и еще. Произошла авария, но верить в нее не хотелось. Через несколько секунд все затихло, и мы выскочили из са молета. Осмотр самолета показал, что поломки еще устранимы (на это требовалось 5—(< дней), но о ремонте мотора нечего было и думать. Решили исправный мотор снять с са молета Махоткина и поставить его на „Н-127". 13 мая „Н-127" взял курс с бухты на мыс Желания, идя более полутора часа над открытым морем. А 21 мая благопо лучно сел в Москве. Перелет обратно был закончен за 8 суток, из которых 26 часов ушло на полет, а остальное время на ожи дание погоды и ремонт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz