Советская Арктика. 1936, №9.

94 миг Ивашин крепко хватает меня за шиво­ рот и втаскивает в кабину, куда я попадаю вниз головой... Мы уже в воздухе. Впереди, уже почти под нами, видна радиостанция Вайгач. Смо­ трим вниз, самолета не видно, но зато на снегу видны следы посадки и взлета. Зна­ чит—все в порядке, Водопьянов был здесь. Садимся. К нам бегут зимовщики, ведут к себе. По дороге узнаем, что Водопьяновчас назад вылетел на розыски нас. По радио свя­ зываемся с Водопьяновым, сидевшим в это время в Амдерме. Он него получаем приказ лететь к нему... Через 45 минут он уже крепко жмет наши руки, и мы повествуем друг другу о нашей .пропаже". 6 апреля, несмотря на поземок,вылете­ ли на мыс Желания через Маточкин Шар. В Карских Воротах попали в туман. По ра­ дио от Водопьянова получаем приказ про­ биваться вверх и итти над облаками. Лезем вверх, но и на высоте 1800 метров не вы­ шли из облачности. Перегруженная машина выше не идет, и Махоткин запрашивает обратный курс на Варнек: там имеется бен­ зин. До самого Варнека идем в тумане, и только перед бухтой видимость улучшается. Садимся. Заряжаемся бензином. В это вре­ мя Махоткин узнает, что Водопьянов с боль­ шими трудностями, все время идя в „сле­ пую” и по берегрвой кромке, добрался до Маточкина Шара, где и произвел посадку. Через три часа мы перелетели на станцию Вайгач, откуда полет на Маточкин Шар зна­ чительно легче, чем с Варнека. 7 апреля. Весь деи пуржит, и мы си­ дим на Вайгаче. На следующий день, в ме­ тель, при встречном 8-балльном ветре, но при ясном небе вылетаем на Маточкин Шар, где и встречаемся с Водопьяновым. 9 апреля мы вылетели на мыс Желания, 'идя над восточным побережьем Новой З е ­ мли. Через 3 часа 20 минут благополучно снизились на мысе Желания. Семь дней снежный ураган держал нас взаперти у го­ степриимных зимовщиков. II 16 апреля погода улучшилась. Мы выле­ тели в бухту Тихую прямым курсом, через море Баренца. Этот участок являлся самым тяжелым. Ведущим Водопьянов, имевший на борту специальный прибор, радиокомпас и радиопеленгатор, позволяющий, без слож­ ных приборов, по лучу радиомаяка, стоя­ щего на мысе Желания, лететь в любой пункт назначения. Направленный радио­ луч маяка в бухту Тихую дал хорошую слышимость. Изумительное по своей идее изобретение. Но—увы — плохо еще освоен­ ное. В 17 часов 33 минуты набрали высоту. Берег остался позади. Впереди лежало море Баренца,забитое всторошенным,битым льдом. Советская Арктика • 1936 • М 9 Впереди шел Водопьянов—прямо и уверенно. Радиолуч вел в Тихую. Это подтверждали и мои контрольные расчеты по навигационным приборам. Через 15 минут Водопьянов стал уклоняться вправо градусов на 14, а потом пошел влево и, резко развернувшись, стал метаться в поисках, повидимому, потерян­ ного радиолуча. Еще через три минуты „Н-127” вернулся назад и пристроился к нам в хвост — условный маневр, чтобы ведущим шел „Н-128”. Летим дальше. По радио сообщаю свои координаты и курс. На вызов „Н-127’ не отвечает. Низкая облачность жмет нас к по­ верхности моря, ледяным полям. „Н-127" видим лишь изредка в просветах тумана. Видит ли он нас? Входим в белую массу тумана и идем „слепым”. Через пять минут опять видим лед. Ма­ хоткин знаками зовет меня и спокойно гово­ рит: .Сафы что-то не работают, включил отопление, повидимому оледенение". Опять влезли в туман и еще раз увидели лед. Са­ фы не работают, итти „в слепую’ без них нельзя. Махоткин просит обратный курс. Зову „Н-127”, чтобы сообщить Водопья­ нову о случившемся, но он не отвечает. Тогда связываюсь с земными станциями и прошу их сообщить о случившемся, а также даю обратный курс для Водопьянова и курс вперед, если он пожелает итти вперед. Погода отвратительная. Делаем разво­ рот и идем обратно на мыс Желания. Иног­ да идем бреющим полетом, и я свертываю антенну, чтобы не оборвать ее. Каждые два­ дцать минут пытаюсь вызвать Водопьянова,, но он попрежнему не отвечает. Где он? Желание отвечает, что у них хорошая по­ года, но внизу поземок. Просим пригото­ виться к встрече нас. Вскоре благополучно садимся на знакомом аэродроме. Узнаем, что Водопьянов с самого мо­ мента вылета никому не отвечал и что сейчас рация дежурит и зовет его. Быстро при­ крепляем самолет и бежим на рацию узнать, что слышно с „Н-127". Эфир молчит, Во­ допьянова нет. Утро не приносит перемен, пурга уси­ ливается. Круглосуточно дежурят рации, жадно вслушиваясь в эфир, не заговорит ли „Н-127". Наш самолет готов к вылету на помощь товарищам, но вылет невозможен. На вторые сутки получаем радостную весть. Уединением получена радиограмма с позыв­ ными , Н-127" такого содержания: „отве­ чайте, кто меня слушает, ибо мой б р .. . “ На этом радиограмма оборвалась. Но глав­ ное узнали — экипаж „Н-1271' жив. На третий день с Водопьяновым уста­ новилась двухсторонняя связь. Он сообщил, что сел на островах Готтерштатера, и про­ сит Махоткина доставить ему бензин на самолете или выслать к нему бензин на нартах с Тихой. Отвечаем ему, что с улуч­ шением погоды вылетаем в Тихую, откуда наладим полеты к нему. По данному им

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz