Советская Арктика. 1936, №8.
Р . Л. Самойлович. Высокоширотная экспедиция 1936 года 91 Санникова. В случае возможности будет использована на этом марш руте авиаразведка. Крайняя северная точка маршрута определяется положением пако вого льда или северной границей шельфа. На пути от Котельного производятся четыре гидрологических станции, из которых одна в самой северной точке. Отсюда ледокол поворачивает на юго-восток, направля ясь к островам Де-Лонга для постройки станции. В случае открытия более северных островов, пригодных для указанной цели, станция будет построена на одном из них. После постройки станции на острове Де-Лонга ледокол выходит с гидрологическим разрезом на норд-ост по направлению к району недоступности, пересечет атлантические воды и определит северную границу континентальной платформы. На этом маршруте гидрологиче ские станции запроектированы через 30 миль. После достижения границы пакового льда ледокол направляется прямо на запад, примерно до 136 меридиана, по которому поднимается на север. На крайней северной точке этого маршрута делает поворот на запад и по 126 меридиану спускается снова на юг до широты про лива Вилькицкого. Отсюда ледокол доходит до глубин континен тальной платформы и снова поворачивает на север до границы пако вого льда. Затем ледокол направляется к мысу Молотова (18—20 сентября) со станциями через 45 миль, для обратного возвращения в Архангельск (в начале октября). В случае невозможности прохождения на запад (выяснится до под хода ледокола к мысу Молотова) может оказаться необходимым итти на восток, в Берингов пролив. На этот случай необходимо иметь запас угля в бухте Провидения или бункероваться при помощи ледокола „Красин1. При возвращении восточным вариантом ледокол из крайней восточ ной точки указанного выше маршрута спускается к югу, ведя научные работы до 74° северной широты, затем поворачивает на юго-восток к острову Врангеля. На этом пути он пересекает место Земли Андреева, предполагав шееся где-то между Новосибирскими островами, устьем реки Колымы и островом Врангеля. Конечный пункт этого маршрута'— остров Врангеля, откуда ледо кол идет снова на северо-восток, делая попытку „пробраться в область больших глубин. На этом пути ледокол пересекает струю атлантических вод и обследует Сибирскую полынью Чукотского моря. Затем от 76' се верной широты идет к мысу Барроу, оттуда к мысу Лисбурн и проводит стандартный разрез к острову Врангеля. От острова Врангеля маршрут — прямо на юг, до побережья, затем на восток до американского берега, откуда к мысу Д е ж н е в я (2о сентя бря). На всем пути до Берингова пролива (включительно) производятся гидрологические и океанографические работы. Само собою разумеется, что намеченные маршруты как западного, так и восточного вариантов могут быть коренным образом изменены в зависимости от ледовой обстановки, которая в 1936 году ожидается малоблагоприятной. Комплексность работ экспедиции требует привлечения специалистов по отдельным дисциплинам: астрономии, магнетизму, гравитации, аэро логии, геологии, гидробиологии, гидрографии, гидрологии, гидрохимии,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz