Советская Арктика. 1936, №8.

90 Советская Арктика • 1936 ■М Я (гесида) от эллипсоида в арктической области. Для разрешения ряда геотектонических вопросов, например, о степени и форме изостатической компенсации в глубоководной части полярного бассейна, о тектонической структуре, необходимо выявить гравитационные аномалии. Работы эти являются выполнением общей программы гравитационной съемки СССР, утвержденной правительством. К числу геофизических работ экспедиции относятся работы по атмосферному электричеству. Исследования эти имеют значение в связи с вопросом о туманах, конденсирующихся, как известно, вокруг частиц, распыленных в воздухе. Необходимо определить незаряженные и заря­ женные частицы в воздухе, свэбодные заряды и проводимость воздуха. Вопросы навигации в арктических областях требуют разрешения проблемы пеленгования на коротких волнах. Такое пеленгование может происходить по удаленным станциям, находящимся вне арктической области, в которой радиоточки расположены слишком редко. Актинометрические работы коснутся определения количества прямой и рассеянной радиации. Целый ряд вопросов навигационного характера связан с метеорологи­ ческими факторами и климатическими особенностями исследуемой области, неизвестными нам вовсе. В течение короткого навигационного сезона невозможно собрать исчерпывающий материал по соответствующим дисциплинам. Поэтому необходимо производство аэрометеорологических наблюдений в продолжение всей навигации и продолжение этих наблюде­ ний на одном из островов Новосибирского архипелага, где предполагается постройка полярной станции. В 1936 году необходимо поставить комплексное испытание корабля:, исследование поведения во льдах корпуса и теплотехнические испытания. Будут применены взрывные работы с учетом механических и химических свойств льда. Такой комплекс исследований пополнит данные для проектирования ледокольных кораблей. Все научно-исследовательские работы должны носить комплексный характер. Для их осуществления необходимо иметь судно, оборудован­ ное лабораториями, аппаратурой, механизмами и инструментарием. Учи­ тывая опыт предыдущих плаваний, следует полагать, что таким кораб­ лем может быть л/к „Садко“. Для ледовой разведки и уточнения распределения суши и моря к нему будет придан самолет с достаточным радиусом действия, снаб­ женный радиоустановкой и совершенным навигационным оборудованием. П Отправление экспедиции назначается из Архангельска в момент при­ бытия „Ермака" на остров Диксона (15—20 июля 1936 года). Выход в море Лаптевых, пролив Вилькицкого предполагается вслед за „Ермаком*. На мысе Челюскина — бункеровка донецким углем в количестве, необходимом для 35-дневного экономического хода. Учитывая короткий рабочий период (не более 20 дней), заход для бункеровки в бухту Тикси невозможен. По выходе из пролива Вилькицкого (середина августа) ледокол направляется к северной оконечности острова Котельного с гидрологи­ ческими разрезами. Станции располагаются в 45 милях одна от другой. От северной оконечности Котельного экспедиция направляется на норд-ост до пакового льда, обследует район предполагаемой Земли

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz