Советская Арктика. 1936, №8.

Н. М. Янсон. На Шпицбергене Из лавы уголь попадает на рештак. Так как пласт имеет наклон от 10 до 15°, то уголь идет самотеком до самого штрека. С рештака уголь сыплется в вагонетки. 50 вагонеток, образовавших поезд, увозит электровоз. В главной штольне, куда приходит этот поезд, стрелочник ловко отцепляет электровоз, который уходит по одним рельсам, а поезд по инерции перекатывается на другие. Опрокидыватель опорожняет каждую вагонетку, уголь падает в бункер, а вагонетка снова занимает прежнее положение. Уголь из бункера попадает в „грохот", который делит породу на три сорта. Мелкий уголь высыпается, а куски передаются на ленточ­ ный конвейер, где работают 3—4 сортировщицы. Там же стоит рабочий с молотом и раздробляет большие куски. Отсюда уголь падает на кран. Кран —замечательное сооружение. Я хорошо знаю наши портовые устройства, но такого мощного аггрегата нигде не встречал. Уголь раз­ возится по конвейеру и попадает наконец на склад. По норме, установленной Наркомводом, кран выгружает 3600 тонн в сутки. В действительности же таким краном можно погрузить еще больше. Недавно 3 тысячи тонн угля было нагружено срочно на судно в 11—12 часов. Наша задача заключается не в том, чтобы хранить на острове большое количество угля, а, наоборот, больше его вывозить. В нынешнем году мы на 36 дней раньше начали навигацию. Считаю, что в 1937 году мы можем работать уже 8 месяцев, т. е. увеличить нави­ гацию на 2 месяца (главным образом за счет более раннего начала). Тогда у нас перерыв будет уже только 4 месяца. Подготовив радиомаяки и организовав лучше службу погоды, нам нетрудно будет увеличить время навигации. Трест все время перевыполняет свой производственный план. С раз­ вертыванием стахановского движения и благодаря рекорду Лохмана в марте были увеличены нормы на 30%- Лава раньше давала 16 тонн, а теперь уже—-21 тонну. В Баренцбурге 148 стахановцев, из них 20 мастеров забоя; перевы­ полняющих нормы от 125 процентов и выше — 62 человека. Тов. Лохман, навалоотбойщик второго участка, выполнил план на 304%, мастер пер­ вого участка т. Штонда — на 300,5°/о. 25 апреля т. Лохман перекрыл прежний свой рекорд и дал 159 тонн. Понятно, что успех дела зависит от хорошей подготовки, организации. Это является заслугой не только т. Лохмана, а и всего коллектива участка и инженерно-технического персонала. Главная заслуга т. Лохмана состоит в том, что он разбил старые нормы. Тот, кто хочет работать, на заработки не жалуется. После пересмотра норм значительно повысился заработок и у инженерно-технического пер­ сонала. Главный инженер за первый квартал заработал 30 тысяч рублей. 30 апреля мы устроили торжественное заседание. Восстановили доску почета. В прошлом году по постановлению общего собрания была водру­ жена „доска почета" людей, работающих там по 2—3 года. Ныне адми­ нистрация решила эту доску снять. Это было незаслуженной обидой для горняков. После восстановления доски прибавилось еще 7 имен... Едем обратно. Мы взяли курс восточнее острова Медвежьего прямо на Мурманск. Причем нужно сказать, что мы здесь побили рекорд скорости, идя на шпицбергенском угле. Надо больше внедрять шпицбер­ генский уголь, он весьма нужен для нашего Крайнего Севера.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz