Советская Арктика. 1936, №8.

С. П. Нацаренус. Воспоминание о рейсе „Литке" 55 Этим самым была обеспечена нормальная работа всех поселенцев. Ушаков упорно прививал культурные навыки эскимосской части населения. И за год люди стали неузнаваемы: ознакомились с русским языком, стали привыкать к чи­ стоте, опрятности, стали ежедневно умы­ ваться, и даже, под конец, у них появились зубные щетки. Тов. Ушаков завоевал среди всего населения острова большой авторитет и уважение. Мы привезли зимовщикам почту, газеты я журналы. На другой день мы собрались лететь об­ ратно к пароходу „Колыма", но прилетел второй самолет с начальником экспедиции т. Красинским, пилотом Лухт и механи­ ком Егерь. С ними мы должны были вме­ сте прилететь на остров. Но из-за плохой погоды и туманов потерялись в пути. Тов. Лухт, не найдя острова, вернулся обратно и только на следующий день прилетел к нам. Еще одну ночь переночевали на острове. На другой день полетели к пароходу, ожи­ давшему нас у мыса Шмидта. С. П. Н АЦ А РЕНУС ВОСПОМИНАНИЕ О РЕЙСЕ „ЛИТКЕ" В начале 1927 года организовалось Акцио­ нерное камчатское общество, к которому и перешла вся работа по освоению острова Врангеля. Радиостанции на острове в то время не было, связь отсутствовала. Мы знали лишь одно — все зимовщики хорошо снабжены необходимыми продуктами и материалами на три года. Но этих знаний слишком мало. Вот почему была организована на остров Врангеля воз­ душная экспедиция, которая и приоыла сюда з июле 1927 года. Наши товарищи-островитяне, но главе с начальником острова Г. А. Ушаковым, свой первый — и поэтому самый трудный — год работы на острове провели блестяще... Наступает 1928 год — год смены зимовщи­ ков. Но чрезвычайно тяжелые навигацион­ ные условия не позволили достичь Врангеля. Зимовщики остались на третий год. Опять нет связи с островом. Как живут зимовщики? Нет ли в чем нужды? Не на­ чались ли заболевания? — вот вопросы, ежедневно встававшие перед нами. Заботясь о нуждах и жизни советских поселенцев на острове Врангеля, наше пра­ вительство решило организовать в 1929 году специальный реііс на остров, возложив всю ответственность за подготовку и проведение этого рейса на Акционерное камчатское общество, а общее руководство на Аркти­ ческую комиссию GHK СССР. Все понимали необходимость этого рейса. :Ведь завезенное в 1926 году продовольствие было на исходе. Постановление правитель­ ства должно быть выполнено во что бы то ни стало. На Дальнем Востоке не было ни одного парохода, который смог бы совершить этот рейс. Начались поиски. Наконец остано­ вились на ледорезе .Федор Литке", который в то время работал на Черном море. На заседании Арктической комиссии СНК, под председательством Сергея Сергеевича Каменева, наше предложение, поддержанное и Отто Юльевичем Шмидтом, было принято. Мы командировали в Севастополь для осмотра „Литке" нашего дальневосточного полярного капитана т. Миловзорова, который в 1926 году на п х .Ставрополь" доставил т. Ушакова и его товарищей на остров. Заключение т. Миловзорова было кратким: ледорез „Ф. Литке" не обеспечит этот ) ейс, даже „старичок* „Ставрополь" более при­ годен для рейса, чем „Литке". Авторитет т. Милов.юрова, как полярного капитана, у нас на Дальнем Востоке большой. Поэтому и наша общественность и, в част­ ности, владивостокская газета „Красное Знамя" возражали против посылки „Лигке". Приходилось десятки раз доказывать, что .Литке" этот рейс выполнит. Мы не могли согласиться с такой экспер­ тизой. Послали второго полярного капитана т. Дублинкого и инженера т. Кокманова для тщательного изучения .Л и т к е '... Заключение Дублицкого, что ледорез „Ф. Литке", хотя и неполностью гарантирует этот столь ответственный рейс, но все же значительно лучше всех наших дальне­ восточных судов, было нами принято и утверждено Арктической комиссией СНК. Началась подготовка — подбор команды, смены зимовщиков, снабжения. Почти весь аппарат АКО несколько месяцев вел эту подготовку... „Литке" вышел победителем. Рейс со­ вершен. Постановление правительства вы­ полнено. Остров был снабжен вновь на несколько лет. Смена зимовщиков во главе с т. Минеевым завезена. Наше правительство отметило героизм экипажа „Литке* награждением орденом Трудового Красного знамени. Константин Александрович Дублицкий— капитан „Ф. Литке" — награжден орденом Трудового Красного знамени. Я не могу не отметить здесь активную помощь, оказанную в проведении этого от­ ветственного дела Сергеем Сергеевичем Каменевым.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz