Советская Арктика. 1936, №8.
С. П. Нацаренус. Воспоминание о рейсе „Литке" 55 Этим самым была обеспечена нормальная работа всех поселенцев. Ушаков упорно прививал культурные навыки эскимосской части населения. И за год люди стали неузнаваемы: ознакомились с русским языком, стали привыкать к чи стоте, опрятности, стали ежедневно умы ваться, и даже, под конец, у них появились зубные щетки. Тов. Ушаков завоевал среди всего населения острова большой авторитет и уважение. Мы привезли зимовщикам почту, газеты я журналы. На другой день мы собрались лететь об ратно к пароходу „Колыма", но прилетел второй самолет с начальником экспедиции т. Красинским, пилотом Лухт и механи ком Егерь. С ними мы должны были вме сте прилететь на остров. Но из-за плохой погоды и туманов потерялись в пути. Тов. Лухт, не найдя острова, вернулся обратно и только на следующий день прилетел к нам. Еще одну ночь переночевали на острове. На другой день полетели к пароходу, ожи давшему нас у мыса Шмидта. С. П. Н АЦ А РЕНУС ВОСПОМИНАНИЕ О РЕЙСЕ „ЛИТКЕ" В начале 1927 года организовалось Акцио нерное камчатское общество, к которому и перешла вся работа по освоению острова Врангеля. Радиостанции на острове в то время не было, связь отсутствовала. Мы знали лишь одно — все зимовщики хорошо снабжены необходимыми продуктами и материалами на три года. Но этих знаний слишком мало. Вот почему была организована на остров Врангеля воз душная экспедиция, которая и приоыла сюда з июле 1927 года. Наши товарищи-островитяне, но главе с начальником острова Г. А. Ушаковым, свой первый — и поэтому самый трудный — год работы на острове провели блестяще... Наступает 1928 год — год смены зимовщи ков. Но чрезвычайно тяжелые навигацион ные условия не позволили достичь Врангеля. Зимовщики остались на третий год. Опять нет связи с островом. Как живут зимовщики? Нет ли в чем нужды? Не на чались ли заболевания? — вот вопросы, ежедневно встававшие перед нами. Заботясь о нуждах и жизни советских поселенцев на острове Врангеля, наше пра вительство решило организовать в 1929 году специальный реііс на остров, возложив всю ответственность за подготовку и проведение этого рейса на Акционерное камчатское общество, а общее руководство на Аркти ческую комиссию GHK СССР. Все понимали необходимость этого рейса. :Ведь завезенное в 1926 году продовольствие было на исходе. Постановление правитель ства должно быть выполнено во что бы то ни стало. На Дальнем Востоке не было ни одного парохода, который смог бы совершить этот рейс. Начались поиски. Наконец остано вились на ледорезе .Федор Литке", который в то время работал на Черном море. На заседании Арктической комиссии СНК, под председательством Сергея Сергеевича Каменева, наше предложение, поддержанное и Отто Юльевичем Шмидтом, было принято. Мы командировали в Севастополь для осмотра „Литке" нашего дальневосточного полярного капитана т. Миловзорова, который в 1926 году на п х .Ставрополь" доставил т. Ушакова и его товарищей на остров. Заключение т. Миловзорова было кратким: ледорез „Ф. Литке" не обеспечит этот ) ейс, даже „старичок* „Ставрополь" более при годен для рейса, чем „Литке". Авторитет т. Милов.юрова, как полярного капитана, у нас на Дальнем Востоке большой. Поэтому и наша общественность и, в част ности, владивостокская газета „Красное Знамя" возражали против посылки „Лигке". Приходилось десятки раз доказывать, что .Литке" этот рейс выполнит. Мы не могли согласиться с такой экспер тизой. Послали второго полярного капитана т. Дублинкого и инженера т. Кокманова для тщательного изучения .Л и т к е '... Заключение Дублицкого, что ледорез „Ф. Литке", хотя и неполностью гарантирует этот столь ответственный рейс, но все же значительно лучше всех наших дальне восточных судов, было нами принято и утверждено Арктической комиссией СНК. Началась подготовка — подбор команды, смены зимовщиков, снабжения. Почти весь аппарат АКО несколько месяцев вел эту подготовку... „Литке" вышел победителем. Рейс со вершен. Постановление правительства вы полнено. Остров был снабжен вновь на несколько лет. Смена зимовщиков во главе с т. Минеевым завезена. Наше правительство отметило героизм экипажа „Литке* награждением орденом Трудового Красного знамени. Константин Александрович Дублицкий— капитан „Ф. Литке" — награжден орденом Трудового Красного знамени. Я не могу не отметить здесь активную помощь, оказанную в проведении этого от ветственного дела Сергеем Сергеевичем Каменевым.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz