Советская Арктика. 1936, №8.

Советская Арктика ■1936 ■ Л? 8 был готов, даже печи установлены и выве­ дена капитальная труба на крышу. В доме тепло и уютно. В этот день можно было первый раз хорошо отдохнуть, выспаться, чтобы набраться новых сил. 21 августа начали строить склад, который занял у нас 4 дня. Погода портилась. Стояли морозы, на море за ночь образовалась шуга. Надо спешить убрать грузы, скорее присту­ пить к Охоте на моржа. Так, занимаясь и теѵі и другим, мы жили эти дни. В конце сентября все грузы были уже в складе, а часть из них размещена по комнатам. День убывал, крепчали морозы. Уже ре­ гулярно работала гидро-метеорологическая станция. Всех нас волновала приближаю­ щаяся полярная ночь. Она наступила 21 ноября. Мы были так заняты своими делами, что не сразу успели ее заметить. Пурга — бич острова Врангеля. Она господ­ ствует всю зиму с редкими перерывами. От наблюдателя гидрочетсганции требуется в этих условиях большое усилие, чтобы три раза в день посетить станцию. Каждый раз, для того чтобы выйти из дому, надо откапываться, перекидывая не менее 3—5 кубометров снега. Каждый раз в сильную пургу выход на станцию был не только тяжелым, но и ри­ скованным. При температуре — 4 (Р и ниже ураганом проносился ветер над пригорком, где была расположена гиарометеостанция. Полярное лето все мы переносили пре­ красно. •к В июле 1927 года, после годичного на­ шего пребывания на острове, нас посетил сначала самолет „Юнкере*, который пило­ тировал т. Кошелев, а через день к нам прилетел самолет „Савойя*, пилотируемый т. Лухт. На этом же самолете прилетел т. Красинский. 17 июля оба самолета мы проводили на материк. Отправили до­ бытую за год охоты партию белого песца. Самолеты доставили нам комплект газет за 1926—1927 годы, личную и служебную почту. С 18 июля у нас ежедневно в столо­ вой на столе лежал „свежий* номер газеты В напряженном труде пробыли на острове еще один год. В августе 1928 года мы ожидали к себе пароход — смену. Но полярные льды плот­ ным кольцом окружили остров, не вери­ лось в возможность смены. Приготовились к третьей зим о в к е ... Приведу выдержку из дневника: „29 д е- к а б р я 1928 г о д а . Сегодня проснулся около 5 часов утра. Спал под меховым заячьим одеялом. В комнате температура 7° ниже нуля. До утренних метеорологических наблюдений остался 1 час 20 минут. Я на­ рочно поднялся пораньше. Надо было за­ благовременно откопать снег, без чего нельзя выйти из дома. Открыв дверь тамбура, увидел, как и всегда, сплошную стену п л о т и л о снега. Начал копать и выбирать снег. Через час сделал в снегу небольшой проход, не дойдя еще до конца снежной стены. Я забрался в сделанный мною проход и, действуя там лопатой, буравил снежную стену. Ровно в 7 часов я был уже на станции. Весь путь от тамбура до станции (50 мет­ ров) я прополз, так как подняться абсо­ лютно невозможно. Порой ветер переходил в ураган. Фонарь держал в зубах. Захваты­ вало дыхание. Температура ниже —37° Ц. Едва успел взять отметки максимального и минимального термометров, как задуло ветром фонарь. В темноте, не видя ника­ ких ориентиров, пополз домой. Через 15 ми­ нут был уже в тамбуре и, забрав фонарь, вновь пополз на станцию. На этот раз уда­ лось взять все отметки. В 8 часов 15 ми­ нут утра был уже дома. Дом наш занесен со всех сторон снегом, только одна труба и часть крыши остались свободными. Топим углем железный нами­ нок и едва удерживаем в комнате темпера­ туру 6° Ц выше нуля. Линолеум на полу хрустит, он еще не отошел от ночного хо­ лода. Но в кухне тепло. В половине две­ надцатого опять иду с фонарем на станцию. Вторично надо откапываться. Пурга свиреп­ ствует е:це сильней. В' 12 часов 40 минут ползком снова напра­ вился на станцию. В пути порыв ветра выр­ вал у меня фонарь, который мелькнул в воздухе и погас. Попытался подняться и броситься за фонарем, но ветер опрокинул меня и покатил. Ме т р а х в 15 был откос, а д а л ьш е— замерзшая бухта. Пока я ка­ тился к откосу, ветер сорвал с левой руки рукавицу, кн еть руки побелела. Я напряг все усилия и начал цепляться за снег. Все же удалось задержаться. Минут чері-з двад­ цать я был уже в тамбуре, растер р ук и снегом, спиртом и, не теряя времени, взяв новый фонарь, отправился на станцию. Когда брал станцию, мороз сковывал веки, нельзя было свободно дышать. Температура воздуха в 1 час 'дня была 42,7Э Ц ниже нуля, сила ветра свыше 40 метров в секунду. Вечернюю 9-часовую станцию пришлось брать с еще большим трудом. Пошел на станцию через чердак комнаты т. Павлова. Это значительно удлинило путь. При такой погоде каждый метр лишнего расстояния является труднопреодолимым препятствием. Ползком добрался до станции. На обратном пути я потерял ориентировку и едва попал домой. Барометр в течение всего дня падает. Чувствую большое удовлетворение, ибо взял сегодня три полных станции". Не зная, придет или нет за нами судно осенью (мы знали, что судно пошлют, но не были уверены в его подходе кострову Вран­ геля), мы готовились к четвертой зимовке

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz