Советская Арктика. 1936, №8.

so Снимаемся с якоря. Продвигаемся к гавани Роджерс. Пройдя около 7 миль, наконец, добираемся до гавани. В первой же бух­ точке отдаем якорь. Глубина 22 фута. II Начальник острова Ушаков и я выходим на катере для обследования берега на запад от бухты Роджерс. Прошли около 12 миль. Не дойдя еще до кошки гавани Сомнитель­ ной, пристаем к берегу для осмотра с воз­ вышенной части дальнейшего района на за­ пад. Вход в гавань Сомнительную лежал на расстоянии около 15—17 миль от нашей остановки. С холма видно, что эта гавань имеет отлогий, открытый северо-западным ветрам берег, площадью 10—15 миль вглубь острова, и лишь далее видны горы. Бухта Роджерс несомненно имела преи­ мущества. Берег острова в районе ее ров­ ный, возвышающийся над уровнем моря до 40 футов, с небольшими увалами у спадаю­ щих с вершин ручьев. У ровной береговой площади поднимаются высокие холмы, за­ щищающие от суровых северо-западных и северных ветров. Последнее преимущество этой бухты перед Сомнительной решило вопрос о выборе для заселения именно Род­ жерс. 9 ав гу ст а. Утром возвращаемся на паро­ ход. В 7 часов спустили на воду гидросамо­ лет, кунгасы. Начались грузовые операции. В первую очередь выгрузили разобранный дом. Вот высадились на берег и эскимосы. Они стали хлопотливо располагать на берегу свои временные юрты. 11 августа т. Ушаковым совершен был вокруг острова полег на гидроплане. Уда­ лось составить полную картину льдов около острова Врангеля. 12 ав гу ст а. Все грузовые операции за­ кончены, в том числе и выгрузка 85 тонн угля. Часть экипажа отправляется на берег для сборки дома экспедиции. Другие укре­ пляют деревянные упоры в трюмах .Став­ рополя*. 14 а в гу ст а. Вечер. На месте постройки уже поставлены стены дома с косяками дверей. Поставлены стропила для крыши. Еще 13 августа часть команды, освобо­ жденная от работы на берегу, вела подго­ товительные работы к походу „Ставрополя" в обратный путь. і4 августа на судне все уже было готово к отплытию. 15 а в гу с т а в 11 часов весь экипаж вер­ нулся на судно. В кают-компании собрались начальник острова т. Ушаков с женой, док­ тор с женой и вся администрация парохода. Советская Арктика • 1936 • .№ 8 Устроен прощальный обед перед проводами нас в обратный путь — во Владивосток. Получаю от т. Ушакова указание зайти при обратном следовании на остров Геральда и там, во исполнение решения правитель­ ства, поставить флаг СССР. .Ставрополь" снялсясякоря. Тихая погода. Берем направление на восток к мысу Гавай. Состояние льдов нам благоприятствует. Прогалины в рассеянном льду настолько просторны, что лавировать среди них можно без риска полным ходом. Вот пройден и мыс Гавай. .Ставрополь* ложится вдоль восточного берега острова- Врангеля. От берега нас отделяют две мили. Остров Врангеля— в тумане, а спустя 10 минут густой туман опеленал и водное пространство. Берем направление на южную оконечность острова Геральда. 16 ав гу ста. Встречаем редкий рассеянный леа. Он дает возможность лавировать судну между льдинами полным ходом ... .Ставрополь* прошел уже от острова Врангеля 21 милю. Входим в густой лед, заставивший убавить ход судна до малого. Позднее лед снова стал реже. Но туман продолжает держаться очень густой. Несмо­ тря на поредевший лед, идем малым ходом. Мы находимся уже на расстоянии около- 33 миль от остроЕа Врангеля. Изменяем, курс на сближение с островом Геральда. Утром подходим к юго-восточной стороне острова. Становимся на якорь в расстоянии полумили. Отправляем шлюпку для осмотра берега. Надо было выбрать место для под­ нятия флага СССР. Но шлюпка вскоре вернулась обратно. Обследованный берег оказался неприступным: отвесно спускаются к морю высокие скалы. После долгих поисков места находим его- в юго-восточной части острова, где 17 авгу­ ста на южной стороне крутого мыса острова Геральда установили флаг СССР. Поднятие мачты на острове Геральда с флагом СССР засвидетельствовано актом» копия которого оставлена при флаге. Она запечатана в бутылке и прикреплена к мачте проволокой. Снимаемся с якоря. Идем к Берингову проливу. 18 августа остановились у мыса Шмидта, после чего пароход благополучно вернулся во Владивосток. ★ Со времени рейса „Ставрополя" прошло ровно десять лет. Десятилетие советиза­ ции острова Врангеля входит большим этапом в историю освоения Советской Арктики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz