Советская Арктика. 1936, №8.
48 Советская А р ктчка • 1936 • № 8 принесены со льдом две парусные моторные американские шхуны. Одна из них затонула в Колючинской губе, а вторая большая шхуна, построенная из дуба, унесена была вновь на север вместе со льдом. На обеих шхунах находились запасы про довольствия, все снаряжение было на местах. Это говорило за то, что шхуны были ког да-то затерты льдами у берегов Америки. Экипаж бросил их, и, повидимому, в зим ний период их принесло со льдом к нашему побережью. 4 августа. В 10 часов отплываем из Уэлена. Держимся предварительно намечен ных курсив к острову Врангеля. Сразу же после выхода из Уэлена каждый час изме ряем температуру воды и глубины. К концу дня находимся в 53 милях от берега. Погода держится тихая. На поверх ности спокойного моря лишь изредка по является рябь с небольшой мертвой зыбью от севера. Измеряемые глубины почти со впадают с показанными на карте, с очень незначительными отклонениями. Барометр в продолжение суток постепенно подни мается до 5 мм. Небо — преимущественно облачное. Оно мешает астрономическим наблюдениям. 5 августа. Облачность также не дает пр и зво д и т ь астрономические наблюдения. Барометр до полночи стоит спокойно, без колебаний на 776,5 мм. В утренние часы наблюдаем усиленный перелет уток от вос тока к западу. Этого ранее не замечалось. Птицы обычно добывают себе корм на пла вающих льдах. Это давало основание пред полагать, что они летят ко льдам, которых со стороны их перелета, т. е. у берегов Америки, нет. Пройдя курсом еще около 3 часов, видим остров Геральда. 6 августа. Подошли к краю крупного рассеянного льда. Наличие льда у берегов островов Геральда и Врангеля не являлось неожиданностью. На их нахождение в этом районе определенно указывали уэленские сведения о южных ветрах с 5 по 22 июля. Влияние этих ветров на льды, находившиеся в июне у побережья Чукотки, вполне было очевидно: сильный ветер угнал льды на се вер и держит их у побережий островов. Приспособленность парохода .Ставро поль" к плаванию по данному рейсу была недостаточна. Сделанный перед рейсом ре монт безусловно не дал потребной проч ности. Отсутствие у судна соответствующих обводов корпуса, что главным образом требуется от судов, посылаемых в районы ледяного полярного плавания, заставило выработать для рейса сложную программу плавания в районе льдов. Насколько удачно осуществлен этот план? Прежде чем войти в лед, идем на юг вдоль границы льдов, чтобы выявить их расположение, степень деловитости, а также характер. Так покрыли мы 116 миль. Спу стившись по границе льдов, входим в ледя ной залив. Туман ограничивает видимость горизонта до одной-двух миль. Штормовой юго-восточный ветер развивает крупную зыбь. Она, ударяясь в границы льда, дает высокий прибой волн. Именно это указы вало, что ледяная полоса значительно сжата ветрами. Плотная граница льдов при штормовом прижимном ветре определенно говорит о том, что ледяная полоса держится до берегов острова Врангеля с восточной, юго- восточной и южной сторон. Обследование отмечает полосу льдов у берегов Врангеля на 60—70 миль. Чтобы не быть зажатыми льдом, мы вскоре выходим из ледяного залива. Продолжает держаться крупная зыбь от юго-востока, хотя ветер уже подул от северо-запада. Будучи убеждены в невозможности подхода к острову Врангеля из данного пункта, ло жимся курсом на восточную сторону ост рова Геральда. Почему взяли именно этот курс? Льды, надвинутые ветрами по направле нию в пролив между островами, имели сво бодную воду под северными подветреными берегами островов Врангеля и Геральда. Выходя за линию островов, они сейчас же выступали на простор и двигались есте ственно быстрее. Льды же, облегая острова Врангеля и Геральда в других местах и упираясь в них, под нажимом ветра только сжимались плот нее. Выяснив состояние льдов в проливе между этими островами, намечаем пѵнкт входа в лед с юго-восточной стороны ост рова Геральда. 7 ав гу ст а. В тумане открылась верхушка острова Геральда. Почти в тот же момент в северо-западном направлении видим лед и, подойдя к нему, уменьшаем ход судна. Прижимный юго-восточный ветер сменяется на северо-западный. Это обещает самые выгодные условия плавания. Лед в такие моменты, сейчас же после ослабления на пора ветра, начинает распускаться в сто рону чистой воды. Вошли в лед. Лавируя в просторных прогалинах, продвигаемся к южной стороне острова Геральда. Сгущенные льды сравни тельно легко преодолеваются даже при малом ходе машины. Подойдя в таких усло виях на расстояние 4—5 миль к острову Геральда, изменяем направление и придер живаемся северо-восточной части острова Врангеля. Туман постепенно рассеивается. Горизонт становится видимым на далекое расстояние. Вот открылась и северо-восточная часть острова Врангеля. Туман совершенно исчез. Видимость позволяет рассмотреть состоя ние льдов с мачты парохода. До северо- восточного мыса Уэрипг уже около 5 6 миль. На этом расстоянии везде рассеян ные льды.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz