Советская Арктика. 1936, №8.

48 Советская А р ктчка • 1936 • № 8 принесены со льдом две парусные моторные американские шхуны. Одна из них затонула в Колючинской губе, а вторая большая шхуна, построенная из дуба, унесена была вновь на север вместе со льдом. На обеих шхунах находились запасы про­ довольствия, все снаряжение было на местах. Это говорило за то, что шхуны были ког­ да-то затерты льдами у берегов Америки. Экипаж бросил их, и, повидимому, в зим­ ний период их принесло со льдом к нашему побережью. 4 августа. В 10 часов отплываем из Уэлена. Держимся предварительно намечен­ ных курсив к острову Врангеля. Сразу же после выхода из Уэлена каждый час изме­ ряем температуру воды и глубины. К концу дня находимся в 53 милях от берега. Погода держится тихая. На поверх­ ности спокойного моря лишь изредка по­ является рябь с небольшой мертвой зыбью от севера. Измеряемые глубины почти со­ впадают с показанными на карте, с очень незначительными отклонениями. Барометр в продолжение суток постепенно подни­ мается до 5 мм. Небо — преимущественно облачное. Оно мешает астрономическим наблюдениям. 5 августа. Облачность также не дает пр и зво д и т ь астрономические наблюдения. Барометр до полночи стоит спокойно, без колебаний на 776,5 мм. В утренние часы наблюдаем усиленный перелет уток от вос­ тока к западу. Этого ранее не замечалось. Птицы обычно добывают себе корм на пла­ вающих льдах. Это давало основание пред­ полагать, что они летят ко льдам, которых со стороны их перелета, т. е. у берегов Америки, нет. Пройдя курсом еще около 3 часов, видим остров Геральда. 6 августа. Подошли к краю крупного рассеянного льда. Наличие льда у берегов островов Геральда и Врангеля не являлось неожиданностью. На их нахождение в этом районе определенно указывали уэленские сведения о южных ветрах с 5 по 22 июля. Влияние этих ветров на льды, находившиеся в июне у побережья Чукотки, вполне было очевидно: сильный ветер угнал льды на се­ вер и держит их у побережий островов. Приспособленность парохода .Ставро­ поль" к плаванию по данному рейсу была недостаточна. Сделанный перед рейсом ре­ монт безусловно не дал потребной проч­ ности. Отсутствие у судна соответствующих обводов корпуса, что главным образом требуется от судов, посылаемых в районы ледяного полярного плавания, заставило выработать для рейса сложную программу плавания в районе льдов. Насколько удачно осуществлен этот план? Прежде чем войти в лед, идем на юг вдоль границы льдов, чтобы выявить их расположение, степень деловитости, а также характер. Так покрыли мы 116 миль. Спу­ стившись по границе льдов, входим в ледя­ ной залив. Туман ограничивает видимость горизонта до одной-двух миль. Штормовой юго-восточный ветер развивает крупную зыбь. Она, ударяясь в границы льда, дает высокий прибой волн. Именно это указы­ вало, что ледяная полоса значительно сжата ветрами. Плотная граница льдов при штормовом прижимном ветре определенно говорит о том, что ледяная полоса держится до берегов острова Врангеля с восточной, юго- восточной и южной сторон. Обследование отмечает полосу льдов у берегов Врангеля на 60—70 миль. Чтобы не быть зажатыми льдом, мы вскоре выходим из ледяного залива. Продолжает держаться крупная зыбь от юго-востока, хотя ветер уже подул от северо-запада. Будучи убеждены в невозможности подхода к острову Врангеля из данного пункта, ло­ жимся курсом на восточную сторону ост­ рова Геральда. Почему взяли именно этот курс? Льды, надвинутые ветрами по направле­ нию в пролив между островами, имели сво­ бодную воду под северными подветреными берегами островов Врангеля и Геральда. Выходя за линию островов, они сейчас же выступали на простор и двигались есте­ ственно быстрее. Льды же, облегая острова Врангеля и Геральда в других местах и упираясь в них, под нажимом ветра только сжимались плот­ нее. Выяснив состояние льдов в проливе между этими островами, намечаем пѵнкт входа в лед с юго-восточной стороны ост­ рова Геральда. 7 ав гу ст а. В тумане открылась верхушка острова Геральда. Почти в тот же момент в северо-западном направлении видим лед и, подойдя к нему, уменьшаем ход судна. Прижимный юго-восточный ветер сменяется на северо-западный. Это обещает самые выгодные условия плавания. Лед в такие моменты, сейчас же после ослабления на­ пора ветра, начинает распускаться в сто­ рону чистой воды. Вошли в лед. Лавируя в просторных прогалинах, продвигаемся к южной стороне острова Геральда. Сгущенные льды сравни­ тельно легко преодолеваются даже при малом ходе машины. Подойдя в таких усло­ виях на расстояние 4—5 миль к острову Геральда, изменяем направление и придер­ живаемся северо-восточной части острова Врангеля. Туман постепенно рассеивается. Горизонт становится видимым на далекое расстояние. Вот открылась и северо-восточная часть острова Врангеля. Туман совершенно исчез. Видимость позволяет рассмотреть состоя­ ние льдов с мачты парохода. До северо- восточного мыса Уэрипг уже около 5 6 миль. На этом расстоянии везде рассеян­ ные льды.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz