Советская Арктика. 1936, №8.
?2 Советская Арктика ■1936 • № 8 нес на карту с такой точностью, которая позволила капитанам Лонгу, Де-Лонгу, Берри и другим путешественникам сейчас же признать в усмотренном ими острове землю Врангеля. Царское правительство, декларировавшее свои права на острова Северного Ледовитого океана, не принимало никаких мер к фактиче скому осуществлению своих прав как вообще на земли, лежащие в Се верном Ледовитом океане, так и на остров Врангеля. Это было след ствием бессилия царского правительства освоить приполярные про- странствч или даже развернуть сколько-либо активную хозяйственную деятельность в этих районах. В результате этого при первом стечении „благоприятных" обстоятельств предпринимаются попытки отчужде ния его от территории России. Эти попытки связаны с именем известного полярного путешествен ника канадца В. Стефанссона. В іЭІЗгоду В. Стефанссон при поддержке канадского правительства организовал экспедицию для обследования района Арктики, лежащего к северу от американских берегов. 12 авгу ста судно экспедиции „Карлук" вмерзяо в лед восточнее мыса Барроу и было отнесено к сплошной массе льда, находившейся в 25 километ рах к северу от устья Кельвиля. Решив, что судно здесь и зазимует, 'Стефанссон с несколькими спутниками покинул корабль и предпринял юхотничью экскурсию на материк. Восточный ветер, начавшийся не ожиданно на следующий день, оторвал лед, окружающий корабль, и унес далеко в океан. „Карлука" сначала отнесло на запад вдоль бе регов материка, но затем, в начале октября, на виду острова Дизи, іпод влиянием юго-восточного ветра начался дрейф на северозапад. В половине ноября была достигнута самая северная точка дрейфа лод 73° северной широты и 162° западной долготы, после чего се веро-восточные ветры начали относить корабль на юго-запад. В начале :января 1914 года показался остров Геральда, вблизи которого 10 ян варя на корабле образовалась большая брешь, а на следующий день .„Карлук" пошел ко дну. Экипаж судна, находившийся под руковод ством опытного ‘полярного путешественника капитана Бартлетта (ко мандир „Рузвельта" в экспедиции Пири к Северному полюсу), успев ший спасти достаточный запас провианта, спасся на остров Врангеля ((остров Геральда был недоступен вследствие окружающего его ши рокого пояса открытой воды). Устроив на острове Врангеля своих сотрудников, капитан Бартлетт с одним эскимосом на собаках достиг сибирского берега и дал знать о случившемся.1 Узнав о трагическом положении экипажа „Карлука", Канадское правительство обратилось к российскому с просьбой об оказании помощи оставшимся на острове людям. Работавшие в это время в Чукотском море гидрографические суда „Таймыр" и „Вайгач" два раза пытались подойти к острову, но оба раза безуспешно. Первый раз „Вайгач" 1—5 августа был затерт льдом на расстоянии около 30 миль от острова, а „Таймыр'* задержан льдом еще дальше. Вторая попытка была пред принята 10—12 августа, но оказалась еще более безуспешна. Одновременно с этими судами в течение полутора месяца такие же безуспешные попытки подойти к острову делало американское судно „Медведь", и только в сентябре промысловой шхуне „Кинг энд уинг“, принадлежавшей Алафу Свенсону, удалось снять с острова членов Ка 1 Евгенэв Н , Плавание корабля „Карлук" и его трагический конец. Записки по гидрографии, 1923 г., том XIV, стр, 289—305. Перевод статьи Эрнеста Гейфа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz