Советская Арктика. 1936, №8.

?2 Советская Арктика ■1936 • № 8 нес на карту с такой точностью, которая позволила капитанам Лонгу, Де-Лонгу, Берри и другим путешественникам сейчас же признать в усмотренном ими острове землю Врангеля. Царское правительство, декларировавшее свои права на острова Северного Ледовитого океана, не принимало никаких мер к фактиче­ скому осуществлению своих прав как вообще на земли, лежащие в Се­ верном Ледовитом океане, так и на остров Врангеля. Это было след­ ствием бессилия царского правительства освоить приполярные про- странствч или даже развернуть сколько-либо активную хозяйственную деятельность в этих районах. В результате этого при первом стечении „благоприятных" обстоятельств предпринимаются попытки отчужде­ ния его от территории России. Эти попытки связаны с именем известного полярного путешествен­ ника канадца В. Стефанссона. В іЭІЗгоду В. Стефанссон при поддержке канадского правительства организовал экспедицию для обследования района Арктики, лежащего к северу от американских берегов. 12 авгу­ ста судно экспедиции „Карлук" вмерзяо в лед восточнее мыса Барроу и было отнесено к сплошной массе льда, находившейся в 25 километ­ рах к северу от устья Кельвиля. Решив, что судно здесь и зазимует, 'Стефанссон с несколькими спутниками покинул корабль и предпринял юхотничью экскурсию на материк. Восточный ветер, начавшийся не­ ожиданно на следующий день, оторвал лед, окружающий корабль, и унес далеко в океан. „Карлука" сначала отнесло на запад вдоль бе­ регов материка, но затем, в начале октября, на виду острова Дизи, іпод влиянием юго-восточного ветра начался дрейф на северозапад. В половине ноября была достигнута самая северная точка дрейфа лод 73° северной широты и 162° западной долготы, после чего се­ веро-восточные ветры начали относить корабль на юго-запад. В начале :января 1914 года показался остров Геральда, вблизи которого 10 ян­ варя на корабле образовалась большая брешь, а на следующий день .„Карлук" пошел ко дну. Экипаж судна, находившийся под руковод­ ством опытного ‘полярного путешественника капитана Бартлетта (ко­ мандир „Рузвельта" в экспедиции Пири к Северному полюсу), успев­ ший спасти достаточный запас провианта, спасся на остров Врангеля ((остров Геральда был недоступен вследствие окружающего его ши­ рокого пояса открытой воды). Устроив на острове Врангеля своих сотрудников, капитан Бартлетт с одним эскимосом на собаках достиг сибирского берега и дал знать о случившемся.1 Узнав о трагическом положении экипажа „Карлука", Канадское правительство обратилось к российскому с просьбой об оказании помощи оставшимся на острове людям. Работавшие в это время в Чукотском море гидрографические суда „Таймыр" и „Вайгач" два раза пытались подойти к острову, но оба раза безуспешно. Первый раз „Вайгач" 1—5 августа был затерт льдом на расстоянии около 30 миль от острова, а „Таймыр'* задержан льдом еще дальше. Вторая попытка была пред­ принята 10—12 августа, но оказалась еще более безуспешна. Одновременно с этими судами в течение полутора месяца такие же безуспешные попытки подойти к острову делало американское судно „Медведь", и только в сентябре промысловой шхуне „Кинг энд уинг“, принадлежавшей Алафу Свенсону, удалось снять с острова членов Ка­ 1 Евгенэв Н , Плавание корабля „Карлук" и его трагический конец. Записки по гидрографии, 1923 г., том XIV, стр, 289—305. Перевод статьи Эрнеста Гейфа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz