Советская Арктика. 1936, №8.
В. С. Андрианов. Памятники древнего поселения 111' море”, „Северный день", „Шторм" и .Ти шина". Особенно запоминаются две удачных картины Меркулова, в северные пейзажи которых введены корабли.Эго „Судоремонт ный завод Буревестник' и „В тумане". На картинах Меркулова нет следов торопли- вэсти и небрежности, все они производят впечатление вполне доработанных. Наиболее яркой и радостной по краскам является картина „Коттеджи. ТуломстрОй". На переднем плане дано белое снежное пространство, а дальше, за деревьями, про ступают коттеджи с яркими «расными крышами, живописно выделяющимися на сером фоне неба. В светлых тонах исполнены и акварели, большинство которых удачно и вырази тельно. Наиболее выделяются: „У собран ных шкур", „Устье Северной Двины", „Речной буксир*, „Вечер на Северной Двине", акварели с мыса Желания и др. Хороши у Меркулова пять рисунков тушью „Вельки", ьесьма скупыми сред ствами достигнут максимум выразитель ности. Рисунки тушью на производственную тематику (Грумант-Сити, Баренцбург, Мур- ман и др.) не производят большого впе чатления. Они сухи и носят налет чертеж ных работ. Среди них выделяются только рисунки судов, как, например, „Ледокол Литке у пристани*, в. котором удачна композиция. Вызывает недоумение зрителя тот факт, что почти все картины даны в довольно мрачных тонах. Ни севе} ное сияние, ни яркие северные краски не нашли своего отражения в работах Меркулова. Некоторые наши художники воспроизвели эти краски и абсолютно не в ущерб качеству своих работ. Но если в чисто .арктических* морских пейзажах эта серовато-мрачная гамма и может найти себе некоторое оправдание, то она производит просто неприятное впе чатление в городских пейзажах, посвящен ных Мурманску, которые вообще мало удались художнику. В этом отношении об ращает на себя внимание картина „Парад физкультурников", который по темноте и. мрачности скорее подходит на погребальное шествие. В картинах Меркулова почти не отобра жены люди, особенно представители наро дов Севера. Они выпали из ноля зрения художника. На выставке имеется всего лишь два портрета зверобоев и две боль ших, но малоудачных картины с людскими группами: „Выходной день в Баренцбурге" и „Возвращение с геологической разведки". Вот картина „Охота на белого медведя*. Рычащий раненый медведь больше удался художнику, чем охотник. Портовые краны также больше понятны зрителю, чем копо шащиеся около них люди. Все остальные картины или абсолютно безлюдны, или люди в них даны, как не значительные живописные детали. Возможно, что в дальнейшей своей работе Меркулов восполнит этот серьезный пробел. В целом же художник Меркулов показал себя на этой выставке растущим живопис цем, которому особенно удаются морские пейзажи, природа Арктики. В. ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕГО ПОСЕЛЕНИЯ Экспедицией Зоологического института Академии наук раскопаны в 4 километрах от Сале-Харда, в устье реки Полуя, остатки древнего поселения, случайно обнаружен ные при рытье фундамента еще в 1932 году. Эти раскопки за полярным кругом дали исключительно интересный материал—веще ственные памятники, не имеющие аналогий. Всего было собрано в пяти различных пунктах, на территории 250 кв. метров, J500 различных поделок и большое количе ство керамического и костного материала. Среди поиелок особое место занимают гребенки из кости, украшенные резьбой и скульптурными изваяниями. Наличие всего 5—6 зубьев, редко расставленных и длинных, говорит о назначении гребней для высокой прически. Всего собрано 6 таких гребней. Неменьший интерес представляют най денные в большом количестве ложки. Они относятся к наиболее примитивной группе. Сделаны из грудных костей водоплавающей дичи и мамонтовой кости. В одном случае ручка ложки имеет вид изогнутой шеи гуся, заканчивающейся прекрасно вырезанной головкой, настолько реалистично выполнен ной, что нет сомнения в принадлежности этой головы черной казарке. В другом случае ложка не имеет ручки и сразу не-' реходит в голову зайца с вытянутыми вдоль по краям ушами, а на голове зайца, хвостом к носу, сидит утка с повернутой1 назад головою. Эта сложная композиция разработана с большой тщательностью и говорит о высоко развитом искусстве. Обе эти ложки имеют вполне нормальную ра бочую часть, отличаясь от современных только величиной рукоятки. Следующая группа ложек имеет сравни тельно нормальную величину, но рабочая часть углублена очень мало и скорее при--
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz