Советская Арктика. 1936, №8.

В. С. Андрианов. Памятники древнего поселения 111' море”, „Северный день", „Шторм" и .Ти ­ шина". Особенно запоминаются две удачных картины Меркулова, в северные пейзажи которых введены корабли.Эго „Судоремонт­ ный завод Буревестник' и „В тумане". На картинах Меркулова нет следов торопли- вэсти и небрежности, все они производят впечатление вполне доработанных. Наиболее яркой и радостной по краскам является картина „Коттеджи. ТуломстрОй". На переднем плане дано белое снежное пространство, а дальше, за деревьями, про­ ступают коттеджи с яркими «расными крышами, живописно выделяющимися на сером фоне неба. В светлых тонах исполнены и акварели, большинство которых удачно и вырази­ тельно. Наиболее выделяются: „У собран­ ных шкур", „Устье Северной Двины", „Речной буксир*, „Вечер на Северной Двине", акварели с мыса Желания и др. Хороши у Меркулова пять рисунков тушью „Вельки", ьесьма скупыми сред­ ствами достигнут максимум выразитель­ ности. Рисунки тушью на производственную тематику (Грумант-Сити, Баренцбург, Мур- ман и др.) не производят большого впе­ чатления. Они сухи и носят налет чертеж­ ных работ. Среди них выделяются только рисунки судов, как, например, „Ледокол Литке у пристани*, в. котором удачна композиция. Вызывает недоумение зрителя тот факт, что почти все картины даны в довольно мрачных тонах. Ни севе} ное сияние, ни яркие северные краски не нашли своего отражения в работах Меркулова. Некоторые наши художники воспроизвели эти краски и абсолютно не в ущерб качеству своих работ. Но если в чисто .арктических* морских пейзажах эта серовато-мрачная гамма и может найти себе некоторое оправдание, то она производит просто неприятное впе­ чатление в городских пейзажах, посвящен­ ных Мурманску, которые вообще мало удались художнику. В этом отношении об­ ращает на себя внимание картина „Парад физкультурников", который по темноте и. мрачности скорее подходит на погребальное шествие. В картинах Меркулова почти не отобра­ жены люди, особенно представители наро­ дов Севера. Они выпали из ноля зрения художника. На выставке имеется всего лишь два портрета зверобоев и две боль­ ших, но малоудачных картины с людскими группами: „Выходной день в Баренцбурге" и „Возвращение с геологической разведки". Вот картина „Охота на белого медведя*. Рычащий раненый медведь больше удался художнику, чем охотник. Портовые краны также больше понятны зрителю, чем копо­ шащиеся около них люди. Все остальные картины или абсолютно безлюдны, или люди в них даны, как не­ значительные живописные детали. Возможно, что в дальнейшей своей работе Меркулов восполнит этот серьезный пробел. В целом же художник Меркулов показал себя на этой выставке растущим живопис­ цем, которому особенно удаются морские пейзажи, природа Арктики. В. ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕГО ПОСЕЛЕНИЯ Экспедицией Зоологического института Академии наук раскопаны в 4 километрах от Сале-Харда, в устье реки Полуя, остатки древнего поселения, случайно обнаружен­ ные при рытье фундамента еще в 1932 году. Эти раскопки за полярным кругом дали исключительно интересный материал—веще­ ственные памятники, не имеющие аналогий. Всего было собрано в пяти различных пунктах, на территории 250 кв. метров, J500 различных поделок и большое количе­ ство керамического и костного материала. Среди поиелок особое место занимают гребенки из кости, украшенные резьбой и скульптурными изваяниями. Наличие всего 5—6 зубьев, редко расставленных и длинных, говорит о назначении гребней для высокой прически. Всего собрано 6 таких гребней. Неменьший интерес представляют най­ денные в большом количестве ложки. Они относятся к наиболее примитивной группе. Сделаны из грудных костей водоплавающей дичи и мамонтовой кости. В одном случае ручка ложки имеет вид изогнутой шеи гуся, заканчивающейся прекрасно вырезанной головкой, настолько реалистично выполнен­ ной, что нет сомнения в принадлежности этой головы черной казарке. В другом случае ложка не имеет ручки и сразу не-' реходит в голову зайца с вытянутыми вдоль по краям ушами, а на голове зайца, хвостом к носу, сидит утка с повернутой1 назад головою. Эта сложная композиция разработана с большой тщательностью и говорит о высоко развитом искусстве. Обе эти ложки имеют вполне нормальную ра­ бочую часть, отличаясь от современных только величиной рукоятки. Следующая группа ложек имеет сравни­ тельно нормальную величину, но рабочая часть углублена очень мало и скорее при--

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz