Советская Арктика. 1936, №8.
108 .Малыгину” пришел ледокол .Садко". Это отвлекло и .Садко“ от непосредственной промысловой работы. План промысла выполняли оставшиеся суда. Из них ледоколы „Русанов" и „Сиби р яко в”, укомплектованные зверобоями Дол- гощельского и Ручьевского колхозов, руко водимые капитанами Хромцовым и Марко вым, показали образцы подлинно стаханов ской работы. Они выполнили план первого рейса „Русанов” на 236% и „Сибиряков” на 208%. Наиболее высокие показатели дали ударники из числа зверобоев промыш ленников— тт. Широкий, Буторин, Юрьев, Васильев, Кулаков и др. а также стаха новцы судокоманд— тт. Филатов, Рогачев, Вавилов, Игнатенко и др. Промысел второго рейса, отличавшийся в прошлые годы добычей большого коли чества крупного зверя, в этом году ослож нился. Ледовые условия оказались неблаго приятными. В условиях теплой весны и южных ветров льды почти не приходили в состояние сжатия. Зверь располагался или по кромкам льдин или на тонком ни- лосе, облегчающем уход зверя в воду. Первые крупные залежки тюленя найдены на битом нилосовом льду. Зверь постоянно менял места залегания. Нередко на больших залежках, исчислявшихся десятками и сот нями тысяч голов, зверь при первых вы стрелах уходил в воду. Работа авиаразредки становилась напряженнее. Свыше 120 раз ведок провели самолеты, пройдя над льдами более 60 000 километров. В задачу самолетов входило также на блюдение за найденными уже залежками, учет направления и скорости дрейфа льдов со зверем, указание путей для лучшей про ходимости. Кроме того необходимо было разыскивать унесенных в море береговых промышленников. Во время промысла проведен удачный опыт базирования самолета непосредственно на ледоколе. Для этой цели во втором рейсе ледоколу .Садко" придан самолет-амфибия. Во втором рейсе применен также метод коллективной работы двух ледоколов. Про- Соеетская Арктика - 1936 • № 8 мышленннки выходили на лед общей брига дой. Каждый из ледоколов в равной степени обслуживал своих и „чужих" промышленни ков, перебрасывая их в случае надобности с места на место и производя подряд сборку куч добытого зверя. Это дало промыслу более организованную систему работы и больший производственный эффект. Точного учета выработки зверобоев до сих пор не было. Учитывалось лишь общее количество добычи всем судном. В этом году поставлен учет позвеньевой работы, лучше организован труд бригад (л/к „Садко”). Прежние данные о сырьевой базе грен ландского тюленя устарели. Между тем зна ние сырьевых запасов, влияния выбоя различных возрастных групп зверя на основное стадо крайне необходимо. В экспе диции 1936 года изучением сырьевой базы занималась научная группа Всесоюзного Арктического института и ВНИРО. О ре зультатах этой работы можно будет судить лишь после обработки материалов. В результате широко развернутого ста хановского движения на ледоколах и зверо бойных судах, план добычи зверя выполнен в ценностном выражении свыше 120%. О чем говорит опыт работы этого года? Необходимо, особенно во втором рейсе,, добиться организованной работы судов на совместных залежках. Удачно начатую в т е кущем году практику спаренной работы ледоколов надо продолжать. Для базирования самолетов надо исполь зовать не только береговые пункты, но и ледокольные пароходы, предоставляя каждой паре ледоколов отдельный самолет. Необходимо распространить на ледоколы применявшиеся в этом году методы учета и организации труда внутри бригад.. Учитывая повышенную пугливость зверя, надо разработать тактику промысла. Пер вый шаг в этом направлении — организуе мые Архангельским теруправлением курсы стрелков-зверобоев. На курсы отобраны лучшие стахановцы-зверобои, которые после окончания их будут инструкторами по.обу чению кадров снайперов-зверобоев. Т. А. К А Р А В А Е В А СЕССИЯ АКАДЕМИИ НАУК ПО ОКЕАНОГРАФИИ В конце мая в Москве проходила сессия группы географии и геофизики Академии наук, посвященная океанографии. Заслу шаны доклады по исследованию Тихого и Атлантического океанов и северных морей, ряд докладов по физике моря и биологии и доклады, посвященные проектам новых больших экспедиций. Сессию открыл член-коррсспондент Ака демии наук Ю. М. Шокальский, который в интересном докладе рассказал об истории русских и иностранных океанографических экспедиций и о степени изученности раз личных участков мирового океана. Он от метил, что, несмотря на большое количество океанографических экспедиций, до сих пор- рельеф дна мирового океана недостаточно исследован. В этой области необходима постоянная работа специальных экспедиций. И все же, несмотря на это, в нашем „Ат
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz