Советская Арктика. 1936, №8.

98 Советская Арктика • 1936 • № 8' Во время разгрузки парохода „Десна" в сентябре прошлого года.:, личный состав экспедиции на собственном опыте убедился в крайне тяжелых условиях рейдовых операций у Юрунг-Тумуса. Судно остава­ лось на рейде слишком 19 суток. Было выгружено 1967 тонн. Вы­ грузка грузов производилась при ветре до 3 баллов и заняла 7 суток. Выгрузка леса сплавом при ветре 4—5 баллов продолжалась 5 суток. Простои (ветер 6 баллов и выше) составили свыше 7 суток. , Основные затруднения были при работе у берега, который совер­ шенно не защищен от штормового волнения. Это обстоятельство — одно- из причин продвижения портоизыскательской экспедиции вглубь Ха~ тангского залива. Личный состав экспедиции был разбит на два отряда. Первый отряд. (13 человек) под руководством инженера Христенко направился в Сын- даска; второй отряд (10 человек) вместе с катером направился зимо­ вать в село Хатангу. В течение зимы 1935/36 года (октябрь — март) первым отрядом произведены подробные промеры со льда, бурение, гидрометриче­ ские наблюдения и топографические работы. В результате получен материал, вполне достаточный для эскизного проектирования порта в Сындаска. В течение навигации текущего года будут собраны данные по ле­ довому режиму и движению наносов. С самого начала работ в Сын­ даска ведутся метеорологические наблюдения. Зимовщики построили хорошо оборудованный теплый дом и баню. В свободное от работ время зимовщики заняты учебой и оказывают помощь местному нацио­ нальному населению (шефство над школой, починка посуды, плотничные работы и т. д.). Националы охотно приезжают в Сындаска, называя зимовку „городом", и с нетерпением ожидают первого парохода с гру­ зами. Местные районные организации переносят в Сындаска факторию и открывают там школу. Так на пустынной косе далекой северной ла­ гуны возникает новый культурный очаг, о котором говорят по всей Хатангской тундре. Второй отряд зимовщиков выполнил аналогичную работу у села Хатанги и в основном подготовил материал по речному затону и гид­ роаэропорту. Наблюдения за весенним паводком и ледоходом дадут исчерпывающий материал, который позволит судить о достоинствах, и недостатках протоки, рекомендуемой экспедицией для строительства затона. В Хатанге собран обширный материал по экономике, говорящий, о больших потенциальных возможностях этого далекого района. В марте этого года было получено сообщение из Москвы о развер­ тывании строительства на Нордвике, в связи с предстоящей эксплоата- цией соляных месторождений. Получив задание, экспедиция развернула изыскательские работы на Нордвике, с учетом конкретных требований, предъявленных к транспорту в связи с предстоящим строительством рудника и эксплоатацией соляного месторождения. Идет бурение на рейде, и производятся механизированные про­ меры. Бурением установлено наличие плотного глинистого грунта в районе рейдовой стоянки парохода „Десна1, т. е. в том самом месте, куда мы должны вывести основное гидротехническое сооружение для швартовки судов и установки механизированной подачи соли. Наличие твердого глинистого грунта дает возможность устройства массивных сооружений, способных преодолеть тяжелый ледовый режим.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz