Советская Арктика. 1936, №8.

■Г. С. Смирное. Хатанга 97 Путем дноуглубительных работ (300—500 тыс. куб. метров) в за­ ливе можно устроить превосходную гавань для разгрузки морских судов и отстоя речных. У конца Сындаскинской косы, в 20 метрах от берега, имеются глу­ бины свыше 8 метров. Нужны сравнительно минимальные затраты на устройство причального фронта, которому будут не страшны двух­ метровые льды, сковывающие Хатангский залив. Наличиэ мощного пласта бурого угля и плавника в заливе Сын- даска дает возможность создать там топливную базу и получить элек­ троэнергию. При элементарной обстановке фарватера бара в районе мыса Карго и на немногочисленных перекатах реки Хатанги вполне возможен про­ ход судов (с осадкой 3,5—4 метра) до села Хатанги и выше по реке Котуй до первых порогов. Суда с осадкоіі 1,5 метра могут подниматься по Хете до села Воло­ сянка и завозить грузы в Авамскую тундру. Широкое использование речных путей для внутрирайонных перевозок оживит далекие уголки Авамо-Хатангской тундры. Хатанга по характеру своих глубин находится в лучших условиях, чем другие крупнейшие реки Восточной Сибири (Лена, Колыма, Инди­ гирка и др.). Это обстоятельство надо учесть и начать планомерное освоение водных гіѵтей богатейшего района, и строительство речного флота для внутрирайонных перевозок. Доставка первой тысячи тонн груза Северным морским путем в навигацию 1936 года — новое дока­ зательство той заботы, которую проявляют партия и правительство к развитию производительных сил в отдаленных районах Крайнего Севера. Местные партийные и советские организации, особенно Краснояр­ ское территориальное управление Главсевморпути, должны свое вни­ мание сосредоточить на включение национального населения Авамо- Хатангской тундры в орбиту регулярной хозяйственной деятельности путем создания первичных коллективных организаций по оленеводству, заготовке пушнины, ловле рыбы, разработке леса, местных углей и Т. д. Заместитель начальника Политуправления Главсевморпути т. И. О. Серкин, побывавший недавно в Авамо-Хатангской тундре, резко поставил этот вопрос перед партийными и хозяйственными организа­ циями Главсевморпути. Надо полагать, что 1936 год будет переломным в развитии потенциальных возможностей отдаленного Хатангского района. II Хатангская экспедиция в основном закончила технические работы в районе залива Сындаска и у села Хатанги. Основной отряд экспедиции работает сейчас в Нордвике, где производит технические изыскания в связи с проблемой вывоза соли и строительством рудника. Район полуострова Юрунг-Тумус, где находится соляная сопка, не обладает всеми положительными качествами естественных условий, при которых возможно устройство морского порта с минимальными затра­ т ами . Открытый рейд, подверженный сильному волнению, тяжелый ледовой режим и значительная удаленность от берега глубин — все это вызывает необходимость устройства массивных гидротехнических сооружений или производства'больших дноуглубительных работ. / Советская Арктика № 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz