Советская Арктика. 1936, №7.

А . Овчинников. О навигационном, оборудовании судов 97 III Постройка ледокольных судов имеет ■меньше специфических особенностей, чем их конструкция. Здесь мы отметим лишь некоторые вопросы производства. Заклепочные соединения у судов ледо­ вого плавания обычно расстраиваются го­ раздо скорее, чем у обыкновенных судов. Расшатанность этих соединений доходит до того, что иногда заклепки стучат при пере­ менных ходах судна, как клапаны, причем водоточность то уменьшается, то увеличи­ вается. Такое расстройство заклепочных соединений наступает постепенно. Для того чтобы избежать этого, следует клепку об­ шивки производить с максимальной тща­ тельностью, требуя точного совпадения от­ верстий и минимального зазора. Качество клепки также должно стоять на высоте. Главным фактором, обеспечивающим плот­ ность заклепочного соединения, служит на­ ряду с чеканкой и коррозия. Образующиеся между плоскостями соединяемых деталей продукты коррозии, вследствие своего меньшего удельного веса по сравнению со сталью, настолько плотно закупоривают все щели, что никакая чеканка не мОжет сра­ вниться с этим естественным способом уплотнения. При этом швы должны быть стянуты до­ статочно прочно: между соприкасающимися плоскостями и в заклепочных отверстиях не должно быть зазоров. Если клепка выпол­ нена хорошо, то через несколько дней внутришовная коррозия должна обеспечить прочную плотность шва. Чеканка здесь нужна для того, чтобы путем поджимания недостаточно плотно прибегающих кромок предотвратить потерю продуктов коррозии. Напряженная работа корпуса во льдах приводит к постепенному ослаблению швов и появлению течи. Пока свободный зазор в швах достаточно узок, в нем плотно дер­ жится вновь образующаяся ржавчина: воз­ можно даже самопроизвольное прекращение течи. Но, если шов будет расшатан и ржав­ чина отлетит, то необходим ремонт. Ледовые суда работают в иных условиях, чем плавающие по чистой воде. К ним предъявляются другие требования. Поэтому и подход к проектированию должен быть не однотипным. Трудности, обусловливае­ мые новизной объекта, здесь не в пример больше, чем при обычном переходе от су­ дов одного назначения к другому. А. НАВИГАЦИОННОМ ОБОРУДОВАНИИ СУДОВ В прошлую навигацию мне пришлось етлавать в Карском море на .Малыгине" в должности старшего штурмана. Гидро­ графическое управление дало нам следую­ щий план-задание: произвести судовой шромер 600 глубин, определить 9 астро­ пунктов; установить 5 знаков; сделать 80 суточных и гидробиологических станций, 14 магнитных наблюдений; топографически снять 150 километров островов и др. Бла­ годаря спаянному коллективу (работники Гидрографии, начальник экспедиции И. А. Киреев, парторг М. К. Гусев, помполит П. Н. Радзиховский, капитан ледокола А. А. Грозников) план экспедиции был выполнен на 178%. Однако опыт нашего плавания показал :много недостатков в оборудовании судов. На ледокольных пароходах, за исключением , Садко", до последнего времени не было электроакустических лотов. Обыкновен­ ным же лотом не всегда удается измерить глубину, и поэтому плавание судна нёбез- ■опасно, особенно, если учесть неточность карт с большими белыми пятнами и целыми неисследованными районами. Средства сообщения с берегом (вы- грузка-погрузка) также пока недостаточны: имеются шлюпки или кунгасы без мотор­ ной тяги, что снижает темпы погрузки и выгрузки. Недостаток в моторной тяге сказывается почти на каждом судне. Надо обратить большое внимание на этот уча­ сток и обеспечить надежные средства со­ общения. Запас топлива на ледоколах не всегда удовлетворяет потребность. Недостаток топ­ лива особенно ощущают ледоколы серии „Садко* .Малыгин". Например, .Малыгину' в прошлую навигацию пришлось бункеро­ ваться один раз в Архангельске и два раза на Диксоне. Поэтому в неблагоприятные годы плавания успех рейсов значительно снижается. Суда не могут уходить в более далекий от топливной базы район и огра­ ничивают свою работу. Мои предложения сводятся к следующему. На ледоколах, ледокольных пароходах, судах гидрографических экспедиций и во­ обще на судах, идущих в Арктику, необ­ ходимо иметь гирокомпас,одограф, кусограф, электроакустический лот, электролаг (сис­ темы Черникеева1, моторный катер с ледо­ вой обшивкой, специальные патентованные шлюпбалки для подъема моторного катера, электропомпу со шлангами для набора воды, откидывающиеся лотовые плошадки, мощ­ ную лебедку (для гидрографических судов при остановках на суточных, полусуточных и гидро-биологических станциях). 7 Советская Арктика. № 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz