Советская Арктика. 1936, №7.
92 Советская Арктика ■1936 ■ Л£ 7 ность предвидеть приближение льдов из-за большой закрытости горизонта на море. Опыт зимовки показывает, что оставле ние основной базы для самолетов в бухте Тихой острова Гукера не рентабельно: огра ничивается возможность работ, в особен ности в летнее и весеннее время (наиболее нужное для изучения подвижек льда и об следования архипелага). Установлены следующие преимущества базы острова Альджер перед бухтой Тихой: более продолжительный период стояния зимнего аэродрома; меньшее количество пловучего льда в летний период (лед здесь не задерживается, а проносится мимо острова); большая видимость горизонта; общность местной погоды с общей погодой архипелага без сильных локальных искаже ний; возможность посадки самолета на сушу при незначительных затратах энергии на подготовку сухопутного аэродрома; рас положенность острова внутри архипелага — на ближайшем расстоянии от всех конечных его точек. В дальнейшей работе авиабазы необхо димо более детально исследовать все уча стки возможного ее местонахождения. Не обходимо в ряде пунктов архипелага устрой ство баз материального и продовольствен ного снабжения и запасов горючего. Такие базы на первое время можно расположить в следующих пунктах: Земля Александры (северное побережье и мыс Гармсуорт); Земля Георга (Армитэдж и южный мыс); острова Нордбрук, Альджер, Хейса, Галля, Греэм Белль, Рудольфа. Базы должны иметь разборную хижину-домик легкого типа, ке росиновую печку или примус, 3—4 бочки бензина и керосина, набор инструментов, теплую одежду, лыжи, легкие сани-нарты и лодку, а также аптечку и запас продо вольствия. Для обслуживания самолета в летнее время, а также для гидрологических работ и продвижения возможных экспедиций не обходимо иметь на полярной станции катер- типа варповальной лодки, преимущество которой —наличие на ней лебедки для подтаскивания грузов и для самовытаски- вания лодки на берег, легкость конструк ции и малая осадка. Для более успешной работы по обследо ванию архипелага самолетной базой необхо димо закрепить работников за бухтой Ти хой, как уже о з н а к о м и в ш и х с я с располо жением островов и характерными особен ностями отдельных мест архипелага. Работа гидрологов совместно с авиабазой дала возможность отобразить в картах-схе- мах ледовый режим района архипелага. Не плохо охвачен период разрушения непо движного льда архипелага с точной фикса цией очагов разрушения вплоть до полного вскрытия всех проливов. Частично охва чено состояние кромки тяжелого полярного пака. Каждый полет сопровождался карти рованием ледового состояния по марш руту. Материалы работы базы дают ряд нави гационных сведений, особенно необходимых при организации высокоширотных экспе диций, при перелетах к Северному полюсу, изучении течений, связанных с приливо- отливными явлениями и т. д. Опыт работы авиабазы в бухте Тихой Земли Франца-Иосифа надо перенести на ряд других станций — береговых и остров ных. Самолет перед отправкой на ледо вую разведку
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz