Советская Арктика. 1936, №7.

92 Советская Арктика ■1936 ■ Л£ 7 ность предвидеть приближение льдов из-за большой закрытости горизонта на море. Опыт зимовки показывает, что оставле­ ние основной базы для самолетов в бухте Тихой острова Гукера не рентабельно: огра­ ничивается возможность работ, в особен­ ности в летнее и весеннее время (наиболее нужное для изучения подвижек льда и об­ следования архипелага). Установлены следующие преимущества базы острова Альджер перед бухтой Тихой: более продолжительный период стояния зимнего аэродрома; меньшее количество пловучего льда в летний период (лед здесь не задерживается, а проносится мимо острова); большая видимость горизонта; общность местной погоды с общей погодой архипелага без сильных локальных искаже­ ний; возможность посадки самолета на сушу при незначительных затратах энергии на подготовку сухопутного аэродрома; рас­ положенность острова внутри архипелага — на ближайшем расстоянии от всех конечных его точек. В дальнейшей работе авиабазы необхо­ димо более детально исследовать все уча­ стки возможного ее местонахождения. Не­ обходимо в ряде пунктов архипелага устрой­ ство баз материального и продовольствен­ ного снабжения и запасов горючего. Такие базы на первое время можно расположить в следующих пунктах: Земля Александры (северное побережье и мыс Гармсуорт); Земля Георга (Армитэдж и южный мыс); острова Нордбрук, Альджер, Хейса, Галля, Греэм Белль, Рудольфа. Базы должны иметь разборную хижину-домик легкого типа, ке­ росиновую печку или примус, 3—4 бочки бензина и керосина, набор инструментов, теплую одежду, лыжи, легкие сани-нарты и лодку, а также аптечку и запас продо­ вольствия. Для обслуживания самолета в летнее время, а также для гидрологических работ и продвижения возможных экспедиций не­ обходимо иметь на полярной станции катер- типа варповальной лодки, преимущество которой —наличие на ней лебедки для подтаскивания грузов и для самовытаски- вания лодки на берег, легкость конструк­ ции и малая осадка. Для более успешной работы по обследо­ ванию архипелага самолетной базой необхо­ димо закрепить работников за бухтой Ти­ хой, как уже о з н а к о м и в ш и х с я с располо­ жением островов и характерными особен­ ностями отдельных мест архипелага. Работа гидрологов совместно с авиабазой дала возможность отобразить в картах-схе- мах ледовый режим района архипелага. Не плохо охвачен период разрушения непо­ движного льда архипелага с точной фикса­ цией очагов разрушения вплоть до полного вскрытия всех проливов. Частично охва­ чено состояние кромки тяжелого полярного пака. Каждый полет сопровождался карти­ рованием ледового состояния по марш­ руту. Материалы работы базы дают ряд нави­ гационных сведений, особенно необходимых при организации высокоширотных экспе­ диций, при перелетах к Северному полюсу, изучении течений, связанных с приливо- отливными явлениями и т. д. Опыт работы авиабазы в бухте Тихой Земли Франца-Иосифа надо перенести на ряд других станций — береговых и остров­ ных. Самолет перед отправкой на ледо­ вую разведку

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz