Советская Арктика. 1936, №7.
86 Советская Арктика ■1934 ■№ 7 шторм. Набрав 3 тыс. метров, самолет заметно двинулся вперед. Пройдя час над серой непроглядной массой облаков, мы вышли на Лену, и через 20 минут произвели посадку в Булуне. Пурга перебросилась в низовье Лены, в район Булуна и выше, и тем самым задержала нас. И только 18 марта с улучшением погоды, мы вылетели в Тикси, где через 40 минут произвели посадку. Зимовщики Тикси встретили нас с большой радостью, так как в этих районах в зимнее время впервые приходил самолет... Устранили девиацию компаса, проверили работу рации, и 19 марта с восходом солнца мы взяли курс на Ляховские острова. Участок этот характерен тем, что путь лежит над морем, покры тым льдом. Состояние его торосистости никому не известно, так как в этих местах в зимнее время еще не пролетел ни один самолет. На протяжении 700 километров нельзя было получить сводки о состоянии погоды. Но экипаж был к этому подготовлен, имея постоянную связь с радиостанцией Тикси и Шалаурова. Имея сведения о состоянии погоды места вылета и места прилета, экипаж уверенно шел к намеченной цели. Частые туманы и низкая облачность мешали в полной мере устано вить состояние моря. Спустя 4 часа мы достигли острова Большого Ляховского, где нас радостно встречала вся зимовка мыса Шалаурова. Первым нас встретили начальник рации Комаров, радист Листов. Затем к самолету хлынула вся остальная масса зимовщиков. Прежде всего мы выгрузили газеты, журналы, захваченные с Тикси, съестные припасы. Самым , ценным для зимовщиков была ква шеная капуста и соленые огурцы. Погрузив 11 человек зимовщиков, пополнив запас горючего, мы стартовали курсом на Тикси. В то время, как мы пытались сделать последний круг над оставшимися зимовщиками и их маленькой рацией, один из моторов на самолете потерпел аварию—лопнул коленчатый вал правого мотора. Самолет резко повернуло вправо. Самолет немедленно был приведен в нормальное положение, и при помощи оставшегося левого мотора дотянули до площадки мыса Шала урова, где мы благополучно произвели посадку. Таким образом на уцелевшей от пожара маленькой рации мыса Шалаурова прибавилось еще 4 человека, которые также нуждались в пище и в теплом помещении. Прежде всего занялись изысканием воз можности вселения в небольшую избушку (20 кв. метров) еще четырех человек. Подвесили наскоро сбитые доски, настилы, использовали мебель рации, в том числе и крышки передатчиков. Имея один исправный мотор, подсчитав полетный вес и мощность мотора, экипаж занялся изучением вопроса о возможности полета на одном моторе. Полет на двухмоторном самолете при одном боковом моторе требовал тщательного изучения работы частей самолета. По произведенным нами подсчетам, мощность мотора для подъема в воздух самолета с необходимым запасом горючего и экипажем достаточна. Попытка взлета самолета „АНТ-7“ при одном моторе— это ра зре шение новой проблемы в авиации. Прежде всего: не снимать аварийный мотор— значит иметь лишний груз в 600 килограммов, а ведь гораздо полезнее за счет его веса обеспечить самолет горючим на добавочных 6 часов полета, уменьшить полетный вес и облегчить давление на пра вую лыжу, что выгодно при взлете. Снять же мотор — значит нарушить центровку самолета. Подсчитав величину перемещения центра тяжести и площадь элеронов, я пришел
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz