Советская Арктика. 1936, №7.
Полярная авиация Пилот И. И. ЧЕРЕВИЧНЫЙ КАК МЫ ВЫВЕЗЛИ ЖАЛАУРОВЦЕВ Когда на Ляховских островах зимовка Шалаурова сгорела и люди остались без крова, мною было получено распоряжение от Управления полярной авиации о том, чтобы подготовить самолет для вывозки зимов щиков в бухту Тикси. 5 марта мы начали подготовку самолета, установку новых моторов, подготовку экипажа и всего необходимого для производства данной операции. Самолет „АНТ-7" двухмоторный, имеющий скорость в среднем 180 километров в час. Он был оборудован рацией и необходимыми аэронавигационными приборами. Подготовка заняла 8 дней. Состав экипажа: — я, штурман-радист А. П. Штепенко, бортмеханики П. П. Березин и А. Земсков. Вылет был назначен из Иркутска 11 марта. Стремясь как можно скорее оказать помощь зимовщикам, самолет долго не задерживался, и на второй день, 12 марта, мы были уже в Якутске. Из Якутска 14 мар та самолет взял курс на Тикси. Эта местность на протяжении 1500 ки лометров наиболее безлюдна. На трассе, на больших расстояниях нет раций, которые могли бы обеспечить сведения о состоянии погоды. Полет Иркутск— Булун проходил в благоприятных условиях. Даль нейший путь от Булуна до Тикси, пересеченный горными хребтами высотой до 1 тыс. метров, встретил экипаж сурово. Пролетая Булун, экипаж встретил пургу. Бухта Тикси в зимнее время является очагом ненастной погоды. На горизонте и склонах гор показались отдельные облака, и заметно усилилась поземка. Расстояние Булун-Тикси (40 летных минут) обеспечивало возмож ность перелета в Тикси до наступления пурги. Но изменившееся напра вление ветра в сторону моря неожиданно усилило поземок. Спустя 15 минут земля исчезла, а в следующие 15 минут мною было обнаружено, что мы находимся в открытом море. Внезапное усиление пурги заставило нас набрать высоту. Искать бухту Тикси было бессмысленно, так как сила ветра, достигавшая 50 кило метров в час, все равно не дала бы возможности произвести нормаль ную посадку на маленькой площадке в бухте Тикси. Изменив курс на 180°, ушли обратно в Булун. Высота 2300 метров. Самолет почти стоит на месте. Продвижение его совершенно незаметно. Это означает усиление ветра. Земля исчезает, и кое-где, как отдельные островки в море, она показывается и вдруг снова исчезает. Солнце клонится к западу. До наступления сумерок еще 1 час 20 минут. Пройденный нами горный хребет окутался густыми облаками. Снижаться не было возможности, так как ветер у земли был гораздо сильнее, на высоте 200—300 метров самолет болтало, как шлюпку в 12-балльный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz