Советская Арктика. 1936, №7.
84 Советская Арктика • 1936 • Л5 7 труда сделали ворот-подъемник конструкции Ивашина. Начали подрубать вокруг само лета лед. Киль обнажился, высвобождаясь из плена. За три дня до наступления полярной ночи кончилось все продовольствие. Посланный за продуктами на зимовку рыбак почему-то задержался, люди делили между собой по следние галеты. Спасательных работ не прекращали. Самолет, вырубленный из за лива, лежал поверх льда. Оставалось про тащить его к берегу. Ивашин отмерил рас стояние: девять тысяч семьсот пять шагов. Голодные люди, впрягшись в канаты, осторожно потащили самолет к берегу. Стояла ночь. Солнце ушло из Арктики почти на полгода. И в ночь, когда поднялась пурга, сбившиеся в кучу герои услышали лай собак. Это прибыло продовольствие на собачьих нартах. Девять тысяч семьсот пять шагов отряд героев-рыбаков прошел в девять суток. Самолет вытащили на берег. Здесь Ивашин поставил плоскости машины, ее хвост и нос на якоря, накрепко заморозив их. Самолет окружили рамами, чтобы снега и бураны не причинили ему вреда. Остаться сторожить машину вызвался старик Иван Самбураков. Над самолетом он натянул брезент, расста вил вокруг на снегу капканы на песцов, а сам великолепно устроился в кабине. Ивашин ушел с рыбаками в зимовье. В течение декабря 1933 года, января, фев раля, марта, апреля 1934 года не меньше трех раз в месяц он ездил на собаках на вещать машину, очищая ее вместе с Сам- бураковым от снега. В конце мая, когда собаки не могли уже везти нарты, прова ливаясь в рыхлый наст, Ивашин прошел 80 километров пешком к машине. Сердце чуяло неладное. И действительно, талые снега, наметанные огромным сугробом, отя желев, нажимали на плоскости самолета, грозя его смять, раздавить. Железный, не утомимый человек, не отдыхая, побежал обратно за помощью. На собачьих нартах из фактории Гыда- Ямо Ивашин помчался в тундру к туземцам за оленями и людьми. Из тундры он ехал на восемнадцати нартах с продовольствием и семью туземцами, согласившимися ехать к берегу залива. К новой спасательной экс педиции присоединились два коммуниста— политрук зимовки Гыда-Ямо Петров и рыбак Козлов. Откопав машину и отпустив людей, Ивашин остался у самолета. К нему вскоре присоединились Жихарев и моторист фак тории Кириллов. Детально осмотрев машину, Ивашин, не торопясь, клепал дыры, проеден ные суровой зимой в корпусе самолета, разобрал, проверил и вычистил моторы, готовясь к вскрытию вод. Воды вскрылись только в августе 1934 года. И когда растаял снег, обнажив землю, Ивашин увидел, что между во дами залива и самолетом лежит полтора километра берега. Он усмехнулся, поняв что перестраховался зимой, протащив ма шину на буксире лишних тысячу пятьсот шагов. Из-за этого теперь приходилось разрешать новую проблему: как вытащить гидроплан по земле к воде. Осмотрев местность, Ивашин предложил товарищам подвести к самолету воду. Проте кавшая неподалеку речушка позволяла на деяться на успех задуманного предприятия. Две недели ушло на рытье канала. Пере мычку сорвали, и вода с жадным урчаньем устремилась к машине. Самолет мягко за качался на вешней воде. Самолет по каналу был выведен в залив. Здесь он внезапна накренился, едва не зачерпнув крылом воду. Машина села на подводный лед, который как выяснилось, сковывал еще залив. Трое суток Ивашин и Жихарев вели самолет по заливу, отталкиваясь шестами от подводного льда. Хоть и приближался конец августа, но льды крепко держались еще под водной поверхностью Гыданского залива. Встретив уходящую в тундру про току, Ивашин и Жихарев приплавили в нее самолет. Пришвартовав машину в надежном месте и забрав ружья, они ушли вглубь тундры исследовать протоку. После двухдневной разведки было уста новлено, что протока выходит в реку Юрибей. Радостные они вернулись к ма шине, спасенной от неминуемой гибели. Впрягшись в бечеву, Ивашин, Жихарев и Кириллов потащили волоком самолет по протоке. Сорок девять часов тянули бечеву по берегу три , бурлака". Тундра цвела под ногами, зеленея своими бескрай ными просторами. На реке Юрибее низкопробный гыдан- ский бензин, принесший столько горя зимой Ивашину, приняв неожиданно вспы шку, наполнил гулом и рокотом поршни и цилиндры моторов, замолкших одиннадцать месяцев назад. Плавно руля по реке, кра савец „Дорнье-Валь" вышел к фактории Гыда-Ямо. Сюда 23 августа примчался по воздуху летчик В. Махоткин, доставивший горючее самолету, обязанному своим спа сением бортмеханику Василию Лукичу Ива шину.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz