Советская Арктика. 1936, №7.

84 Советская Арктика • 1936 • Л5 7 труда сделали ворот-подъемник конструкции Ивашина. Начали подрубать вокруг само­ лета лед. Киль обнажился, высвобождаясь из плена. За три дня до наступления полярной ночи кончилось все продовольствие. Посланный за продуктами на зимовку рыбак почему-то задержался, люди делили между собой по­ следние галеты. Спасательных работ не прекращали. Самолет, вырубленный из за­ лива, лежал поверх льда. Оставалось про­ тащить его к берегу. Ивашин отмерил рас­ стояние: девять тысяч семьсот пять шагов. Голодные люди, впрягшись в канаты, осторожно потащили самолет к берегу. Стояла ночь. Солнце ушло из Арктики почти на полгода. И в ночь, когда поднялась пурга, сбившиеся в кучу герои услышали лай собак. Это прибыло продовольствие на собачьих нартах. Девять тысяч семьсот пять шагов отряд героев-рыбаков прошел в девять суток. Самолет вытащили на берег. Здесь Ивашин поставил плоскости машины, ее хвост и нос на якоря, накрепко заморозив их. Самолет окружили рамами, чтобы снега и бураны не причинили ему вреда. Остаться сторожить машину вызвался старик Иван Самбураков. Над самолетом он натянул брезент, расста­ вил вокруг на снегу капканы на песцов, а сам великолепно устроился в кабине. Ивашин ушел с рыбаками в зимовье. В течение декабря 1933 года, января, фев­ раля, марта, апреля 1934 года не меньше трех раз в месяц он ездил на собаках на­ вещать машину, очищая ее вместе с Сам- бураковым от снега. В конце мая, когда собаки не могли уже везти нарты, прова­ ливаясь в рыхлый наст, Ивашин прошел 80 километров пешком к машине. Сердце чуяло неладное. И действительно, талые снега, наметанные огромным сугробом, отя­ желев, нажимали на плоскости самолета, грозя его смять, раздавить. Железный, не­ утомимый человек, не отдыхая, побежал обратно за помощью. На собачьих нартах из фактории Гыда- Ямо Ивашин помчался в тундру к туземцам за оленями и людьми. Из тундры он ехал на восемнадцати нартах с продовольствием и семью туземцами, согласившимися ехать к берегу залива. К новой спасательной экс­ педиции присоединились два коммуниста— политрук зимовки Гыда-Ямо Петров и рыбак Козлов. Откопав машину и отпустив людей, Ивашин остался у самолета. К нему вскоре присоединились Жихарев и моторист фак­ тории Кириллов. Детально осмотрев машину, Ивашин, не торопясь, клепал дыры, проеден­ ные суровой зимой в корпусе самолета, разобрал, проверил и вычистил моторы, готовясь к вскрытию вод. Воды вскрылись только в августе 1934 года. И когда растаял снег, обнажив землю, Ивашин увидел, что между во­ дами залива и самолетом лежит полтора километра берега. Он усмехнулся, поняв что перестраховался зимой, протащив ма­ шину на буксире лишних тысячу пятьсот шагов. Из-за этого теперь приходилось разрешать новую проблему: как вытащить гидроплан по земле к воде. Осмотрев местность, Ивашин предложил товарищам подвести к самолету воду. Проте­ кавшая неподалеку речушка позволяла на­ деяться на успех задуманного предприятия. Две недели ушло на рытье канала. Пере­ мычку сорвали, и вода с жадным урчаньем устремилась к машине. Самолет мягко за­ качался на вешней воде. Самолет по каналу был выведен в залив. Здесь он внезапна накренился, едва не зачерпнув крылом воду. Машина села на подводный лед, который как выяснилось, сковывал еще залив. Трое суток Ивашин и Жихарев вели самолет по заливу, отталкиваясь шестами от подводного льда. Хоть и приближался конец августа, но льды крепко держались еще под водной поверхностью Гыданского залива. Встретив уходящую в тундру про­ току, Ивашин и Жихарев приплавили в нее самолет. Пришвартовав машину в надежном месте и забрав ружья, они ушли вглубь тундры исследовать протоку. После двухдневной разведки было уста­ новлено, что протока выходит в реку Юрибей. Радостные они вернулись к ма­ шине, спасенной от неминуемой гибели. Впрягшись в бечеву, Ивашин, Жихарев и Кириллов потащили волоком самолет по протоке. Сорок девять часов тянули бечеву по берегу три , бурлака". Тундра цвела под ногами, зеленея своими бескрай­ ными просторами. На реке Юрибее низкопробный гыдан- ский бензин, принесший столько горя зимой Ивашину, приняв неожиданно вспы­ шку, наполнил гулом и рокотом поршни и цилиндры моторов, замолкших одиннадцать месяцев назад. Плавно руля по реке, кра­ савец „Дорнье-Валь" вышел к фактории Гыда-Ямо. Сюда 23 августа примчался по воздуху летчик В. Махоткин, доставивший горючее самолету, обязанному своим спа­ сением бортмеханику Василию Лукичу Ива­ шину.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz