Советская Арктика. 1936, №7.

Элъ-Регистан. В. Л. Ивашин S3 оленьи нарты с бензином идут уже по тундре к берегу залива. Нарты, груженые горючим, пришли к ла­ герю экипажа ,Дорнье-Валь" в вечернее время. Налив с каждым часом замер­ зал все более и более. Ивашин вместе с пилотом Рябенко, не теряя дорогого вре­ мени, сейчас же погрузили два бидона го­ рючего на клипер-бот и отправились в пла­ вание к самолету. В момент, когда лодка подходила к ,Дорнье-Валь‘, ее швырнуло волной, и громадные острые сосульки, свис­ шие с борта обледенелого самолета, пробили бок резинового клипер-бота. Воздух за­ шипел как змея, клипер-бот сжался, и Рябенко с Ивашиным еле успели вскараб­ каться на борт машины и втащить туда получившую пробоины лодку. Двенадцать часов ночи. Не мешкая ни секунды, Ивашин вскрыл первый бидон и вылил его в бак. Он взялся было за второй, как вдруг почувствовал си.-ьный запах бен­ зина. Ивашин впотьмах нащупал течь из поломанного бензинопровода. Драгоценный бензин убегал. Что делать? Кинувшись к каюте, Ивашин замазал щель в бензино- проводе мылом, остановив течь. Во втором бидоне вместо ожидаемого бензина ока­ залось масло. Опять неудача. Поднялся ветер, забушевал шторм. Путь назад, к лагерю, был отрезан: в шлюпке— пробоина, резиновый «лей остался на берегу, грозно рокочут волны в заливе, погружен­ ном в чернильную тьму. Рябенко и Ивашин остались ночевать на самолете... Утром, кое-как заклеив титаником за­ платку на боку клипер-бота, Ивашин и Рябенко поплыли к берегу за горючим. В пути пришлось качать ножным насосом воздух в двойные резиновые стенки лодки. Ветер опять был встречный, южный, словно здесь никогда не бывает попутных ветров. Целый день греб Ивашин, чтобы сломить сопротивление ветра... На следующее утро Ивашин и Рябенко с четырьмя бидонами горючего вновь под­ плыли к самолету. Залили баки, заправили машину. Мотор глохнет, не дает зажигания. Опять на дырявом клипер-боте отправились они на пустынный берег, к которому стано­ вилось все труднее приставать из-за увели­ чившегося припая. Согрев на берегу воду в бидонах и за­ кутав их в спальные мешки, Ивашин еще раз переплыл залив. Заправил кипятком радиатор. Но мотор не работал. Ивашин пробыл на самолете еще сутки и, наконец, установив низкопробность добытого на Гыда-Ямо бензина, 'уступавшего по своему качеству даже керосину, уехал в отчаянии греться у костра, оыло ясно, что с таким бензином мотор не издаст ни звука. Каза­ лось, ничто не могло уже вырвать самолет из ледяных объятий арктической стихии. Зимовка самолета во льдах залива озна­ чала его гибель — это знали все. Радиостан- в* ция фактории Гыда-Ямо передала весть полярным станциям о бедственном положе­ нии „Дорнье-Валя*. На помощь замерзаю­ щему самолету вылетает пилот Алексеев. Ивашин, гревший у костра свои распух­ шие от мороза пальцы, слышал ш\ м мотора где-то там, над головой, но густой низкий туман, как нарочно надвинуьшийся в полдень с юга, прикрыл непроницаемым пологом и лагерь на берегу, и беспомощную машину в заливе. Алексеев, не обнаружив ни людей, ни самолета „Дорнье-Валь‘ , возвратился в Ду­ динку. Ночью опять была снежная буря. Утром взглянув на залив, люди обмерли: залив был скован льдами. Самолет исчез. Снявшись с лагеря, экипаж .Дорнье- Валя* пошел по берегу, держа путь на фак­ торию Гыда-Ямо. Тяжело шагая по снегу, они вдруг неожиданно в прояснившейся дали увидели очертания самолета, который расте­ рянно кружился в шуге, окруженный льди­ нами. Льды затирали легкий корпус машины на глазах экипажа. На фактории Гыда-Ямо экипажу удалось сколотить спасательную экспедицию в со­ ставе двенадцати человек. Экспедиция разыскала самолет, впаянный во льды залива. Спасать машину было уже поздно — она одна весила 4г/2 тонны, не считая шести­ десяти двух мешков пушнины в багажнике. Было решено оставить на обледеневшем самолете Жихарева и Ивашина, поручив им связаться с рыбацкими зимовщиками для организации широких спасательных работ. Ивашин заявил, что он никуда от своего ,Дорнье-Валя“ не уйдет. Ивашин очень тяжело захворал. 29 ок­ тября, переборов болезнь, он отправился с Жихаревым на рыбацкие зимовки. За 80 километров от самолета на зимовках они наскоро сколотили спасательный отряд в числе шестнадцати рыбаков-добровольцев. достали багры, топоры, доски, веревку, две палатки. Кочующие в Гыданской тундре туземцы охотно дали оленей. Поезд в сорок нарт двинулся к самолету. Вырвать машину изо льдов было трудно. Ивашин подошел к этому ответственному делу со всей серьезностью опытного авиа­ техника. Тут же, на льду, Ивашин стал изо­ бретать подъемник и полозья, на которых можно было бы вытянуть машину на берег, не проломив мягкого дюралюминиевого киля. Для такого подъемника нужны были тяжелые бревна метров по пятнадцати-шест- надцати длиной, много бревен. В 8—10 ки­ лометрах от места спасательных работ име­ лось достаточное количество нужного пла­ вникового леса. К этому плавнику устремил свой взор Ивашин. Каждое бревно тащили к месту работ три-четыре дня. Натаскав нужное количество леса, спа­ сатели в течение десяти дней напряженного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz