Советская Арктика. 1936, №7.
Советская Арктика • 1936 • № 7 спустились на клипер-бот. Ивашин сел на весла. Борясь со встречным ветром, он с огромным трудом выгреб к обрывистой кромке льда. Лед оказался слабый, он сейчас же провалился под тяжестью тела Ива шина. Мокрый, в обледеневшей одежде выка рабкался Ивашин на край льда, держа в зу бах канат, привязанный к носу лодки. Товарищи ему подали весла. Подкладывая под колени весла, чтобы не провалиться в воду, бортмеханик медленно пополз по хрупкому льду. Он пополз на четвереньках, подкладывая под колени весла, таща за со бой на канате клипер-бот, в котором сидели его товарищи. Он полз шаг за шагом в ту мане, обвеваемый жестким ветром. Клипер- бот медленно плыл за ним. Ивашина никто не мог сменить: его и товарищей, сидевших в шлюпке, разделило десятиметровое рас стояние, которое невозможно было пройти, не провалившись под лед. Пять километров полз на коленях Ивашин, таща на буксире груженую людьми и при пасами шлюпку. Достигнув твердого льда, он вытащил на него клипер-бот. Здесь, привязав к спине спальные мешки, продо вольствие и вскинув на плечи ружья, то варищи простились с героем-бортмехаником. Они пошли влево по берегу, исчезнув в тумане. Ивашин пополз обратно, обвязав грудь буксирным канатом. Совершенно изнеможенный, обессилен ный, он лег плашмя на лед, почти достиг нув кромки. Больше не было сил. Усилием воли он заставил себя проползти еще де сять метров, потом влез в спальный мешок и, повалившись на лед, уснул мертвым сном ... Плеск воды заставил лежащего на льду человека поднять голову. Немного спустя он полз опять, опираясь онемелыми руками на весла, превращенные в лыжи... для колен. Спустив клипер-бот в воду, Ивашин закружил в тумане по полынье, разыскивая самолет... Огромные ледяные сосульки свисали с бортов самолета. Он леденел. Ночью не ожиданно полил дождь, сменившийся штор мом. Шторм бушевал трое суток. Брызги волн застывали на корпусе судна. В условиях низких температур воздуха кольцо откры той воды сужалось. Самолет леденел, тяже лел, все глубже осаживаясь корпусом. Надо было каждый час, каждую минуту быть го товым к катастрофе. Продовольствия оста валось на день, на два, не больше... Ивашин, в прошлом моряк, лучше всех управлял лодкой. Решив эвакуироваться с самолета, экипаж все свои надежды воз лагал на легкую резиновую шлюпку. Ее несколько раз спускали на воду. Ивашин выбивался из сил, работая веслами, но ни чего не мог сделать. Ветер, со страшной силой дувший с берега, не девал утлому суденышку продвинуться вперед. Волны окатывали смелого гребца, одежда которого твердела, как жесть, промерзая насквозь. Воспользовавшись относительным зати шьем, Ивашин посадил на клипер-бот боль ного пилота Рябенко, захватил винтовку, револьвер, сверточек продовольствия и оттолкнулся от борта самолета. Ивашин думал о пятикилометровом пути, который ему предстоит опять проползти по хрупкому льду на коленях, имея на буксире лодку с человеком. Но, к его удивлению, лодка пристала непосредственно к берегу. Шторм оторвал припай льда и унес его вглубь залива. Высадив Рябенко, Ивашин дал вы стрел, служивший условным сигналом о бла гополучном прибытии, и, сев в клипер-бот, поплыл обратно к самолету... Магнето и глушител! бортмеханик забил ветошью, тщательно укрыл и укутал наи более нежные части машины и аппаратуру, налил в бидон масло для растопки костров и, захватив кое-какую одежду, погрузил все это в клипер-бот. Поверх вещей, кроме- Ивашина, в лодку сели два последних члена экипажа, но бот не выдержал тяжести, одному пассажиру пришлось остаться. Была уже глубокая ночь, когда клипер-- бот с Орловым и Ивашиным дошел до бе рега, где их ждал пилот Рябенко. У берега опять появилась узкая полоска припая, острого как нож. Произведя выгрузку, Ивашин впрыгнул в лодку, отправляясь в третий рейс. Погрузив последнего пасса жира, кое-какие вещи, Ивашин сел за весла. Легкая лодка качалась у борта покинутого самолета, обвешенного- громадными сосуль ками. Берега Ивашин достиг только на рас свете. Туман рассеялся. Потерпевшие кру шение люди увидели вдали низкие горы, сливающиеся с серым, безрадостным гори зонтом. По берегу залива люди набрали плавника и развели костер. Обогревшись и высушив одежду, они решили ждать здесь известий от Жихарева и Грекова, ушедших пять дней назад пешком по берегу. На случай, если известий не последует, было решено разбиться на две группы ио два. человека и разойтись для поисков челове ческого жилья. Но вечером неожиданно раздался далекий выстрел, и со стороны гор показались две фигуры. Это был Жиха рев, возвратившийся к месту аварии с одним рыбаком. Жихарев сообщил, что ему с Грековым удалось километрах в шестидесяти отсюда набрести на избу зимовщиков-рыбаков, с помощью которых они добрались до фак тории Гыда-Ямо. Здесь оказались банки с горючим. По сообщению Жихарева, Гре ков двигался к месту посадки самолета с этим горючим, погруженным на нарты. Жихарев, немного отдохнув, пошел вместг с Ивашиным навстречу оленьему поезду. Шли двое суток, проваливаясь в снег и воду. Добравшись до рыбацкой избы, узнали, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz