Советская Арктика. 1936, №7.

Советская Арктика • 1936 • № 7 спустились на клипер-бот. Ивашин сел на весла. Борясь со встречным ветром, он с огромным трудом выгреб к обрывистой кромке льда. Лед оказался слабый, он сейчас же провалился под тяжестью тела Ива­ шина. Мокрый, в обледеневшей одежде выка­ рабкался Ивашин на край льда, держа в зу ­ бах канат, привязанный к носу лодки. Товарищи ему подали весла. Подкладывая под колени весла, чтобы не провалиться в воду, бортмеханик медленно пополз по хрупкому льду. Он пополз на четвереньках, подкладывая под колени весла, таща за со­ бой на канате клипер-бот, в котором сидели его товарищи. Он полз шаг за шагом в ту­ мане, обвеваемый жестким ветром. Клипер- бот медленно плыл за ним. Ивашина никто не мог сменить: его и товарищей, сидевших в шлюпке, разделило десятиметровое рас­ стояние, которое невозможно было пройти, не провалившись под лед. Пять километров полз на коленях Ивашин, таща на буксире груженую людьми и при­ пасами шлюпку. Достигнув твердого льда, он вытащил на него клипер-бот. Здесь, привязав к спине спальные мешки, продо­ вольствие и вскинув на плечи ружья, то ­ варищи простились с героем-бортмехаником. Они пошли влево по берегу, исчезнув в тумане. Ивашин пополз обратно, обвязав грудь буксирным канатом. Совершенно изнеможенный, обессилен­ ный, он лег плашмя на лед, почти достиг­ нув кромки. Больше не было сил. Усилием воли он заставил себя проползти еще де­ сять метров, потом влез в спальный мешок и, повалившись на лед, уснул мертвым сном ... Плеск воды заставил лежащего на льду человека поднять голову. Немного спустя он полз опять, опираясь онемелыми руками на весла, превращенные в лыжи... для колен. Спустив клипер-бот в воду, Ивашин закружил в тумане по полынье, разыскивая самолет... Огромные ледяные сосульки свисали с бортов самолета. Он леденел. Ночью не­ ожиданно полил дождь, сменившийся штор­ мом. Шторм бушевал трое суток. Брызги волн застывали на корпусе судна. В условиях низких температур воздуха кольцо откры­ той воды сужалось. Самолет леденел, тяже­ лел, все глубже осаживаясь корпусом. Надо было каждый час, каждую минуту быть го­ товым к катастрофе. Продовольствия оста­ валось на день, на два, не больше... Ивашин, в прошлом моряк, лучше всех управлял лодкой. Решив эвакуироваться с самолета, экипаж все свои надежды воз­ лагал на легкую резиновую шлюпку. Ее несколько раз спускали на воду. Ивашин выбивался из сил, работая веслами, но ни­ чего не мог сделать. Ветер, со страшной силой дувший с берега, не девал утлому суденышку продвинуться вперед. Волны окатывали смелого гребца, одежда которого твердела, как жесть, промерзая насквозь. Воспользовавшись относительным зати­ шьем, Ивашин посадил на клипер-бот боль­ ного пилота Рябенко, захватил винтовку, револьвер, сверточек продовольствия и оттолкнулся от борта самолета. Ивашин думал о пятикилометровом пути, который ему предстоит опять проползти по хрупкому льду на коленях, имея на буксире лодку с человеком. Но, к его удивлению, лодка пристала непосредственно к берегу. Шторм оторвал припай льда и унес его вглубь залива. Высадив Рябенко, Ивашин дал вы­ стрел, служивший условным сигналом о бла­ гополучном прибытии, и, сев в клипер-бот, поплыл обратно к самолету... Магнето и глушител! бортмеханик забил ветошью, тщательно укрыл и укутал наи­ более нежные части машины и аппаратуру, налил в бидон масло для растопки костров и, захватив кое-какую одежду, погрузил все это в клипер-бот. Поверх вещей, кроме- Ивашина, в лодку сели два последних члена экипажа, но бот не выдержал тяжести, одному пассажиру пришлось остаться. Была уже глубокая ночь, когда клипер-- бот с Орловым и Ивашиным дошел до бе­ рега, где их ждал пилот Рябенко. У берега опять появилась узкая полоска припая, острого как нож. Произведя выгрузку, Ивашин впрыгнул в лодку, отправляясь в третий рейс. Погрузив последнего пасса­ жира, кое-какие вещи, Ивашин сел за весла. Легкая лодка качалась у борта покинутого самолета, обвешенного- громадными сосуль­ ками. Берега Ивашин достиг только на рас­ свете. Туман рассеялся. Потерпевшие кру­ шение люди увидели вдали низкие горы, сливающиеся с серым, безрадостным гори­ зонтом. По берегу залива люди набрали плавника и развели костер. Обогревшись и высушив одежду, они решили ждать здесь известий от Жихарева и Грекова, ушедших пять дней назад пешком по берегу. На случай, если известий не последует, было решено разбиться на две группы ио два. человека и разойтись для поисков челове­ ческого жилья. Но вечером неожиданно раздался далекий выстрел, и со стороны гор показались две фигуры. Это был Жиха­ рев, возвратившийся к месту аварии с одним рыбаком. Жихарев сообщил, что ему с Грековым удалось километрах в шестидесяти отсюда набрести на избу зимовщиков-рыбаков, с помощью которых они добрались до фак­ тории Гыда-Ямо. Здесь оказались банки с горючим. По сообщению Жихарева, Гре­ ков двигался к месту посадки самолета с этим горючим, погруженным на нарты. Жихарев, немного отдохнув, пошел вместг с Ивашиным навстречу оленьему поезду. Шли двое суток, проваливаясь в снег и воду. Добравшись до рыбацкой избы, узнали, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz