Советская Арктика. 1936, №7.
Эль-Ре тс та*. В. Л. [Ивашин ЭЛЬ-РЕГИСТАН Летчика Василия Махоткина мы встре тили над Енисеем в чоздухе, где-то между €8-й и 69-й парал лелью. Его двухмо торный .АНТ-7" мчал ся нам навстречу, рас пластав неподвижные крылья. Махоткин со вершал очередной зим ний рейс из Красно ярска в Дудинку — центрТаймырского на ционального округа. Он вывозил на мате рик последних членов героической экспеди ции ^гидрографа Бе лова, пробивших ок но из моря'Лаптевых вглубь Авамо-Хатанг- ской тундры. Одно временно с этим из Красноярска в Дудин ку он перебрасывал экспедицию по разра ботке нефтяных ,,богатств Хатанги и бухты Нордвик. Махоткин прилетел на полярную воздуш ную магистраль летЬм 1934 года прямым рейсом с берегов Черного моря. Он нале тал на ледовых разведках Карского моря 13 тысяч километров, изучая капризы измен чивой северной погоды и особенности арктических воздушных течений, рождаю щих холодные антициклоны. Он появлялся ■на побережье полярных морей, парил над пустынными островами, летал в залив Гыда- Ямо с грузом бензина для самолета, затер того льдами в Гыданской губе. Здесь Ма хоткин встретил Василия Ивашина, нынеш него своего бортмеханика, человека с ле гендарным прошлым. Собственно, трудно считать прошлым то, что случилось с Васи лием Лукичем Ивашиным в 1“33 году. Авиатехник Ивашин, работающий с 1929 года в полярных широтах, в октябре 1933 года вылетел из Ленинграда на Енисейский север на новом самолете „Дорнье-Валь". Самолет пилотировал летчик Рябенко. На борту тяжело 1 морской машины находились второй пилот Жихарев, бортмеханик Орлов и два пассажира. На Арктику надвигалась уже зима, погода с каждым днем становилась все хуже и хуже, дули холодные ветры, учащались туманы, пасмурные дни. Самолет, заблудив шись в тумане, сжег почти весь запас го рючего и в районе Мачу й-Сале, непо- далёку”от домика зимовщика Грудицкого, Ь „Советскяя Аоктикя*. № 7 совершил посадку на воду. Льдины уже плава ли по реке, надо было уходить в надежное пристанище. За отсут ствием бензина при шлось заправить баки самолета небольшим количеством керосина, которым поделилась зимовка с экипажем. Самолет взлетел на бензине, а через пять минут полета Ивашин перевел машину на керосин. И ничего,— сильно дымила, но ле тела машина на керо сине. Экипаж решил про биваться на зимовку Гыда-Яму к Гыдан ской губе, рассчиты вая здесь заправить ся бензином Внезап но налетевшая п 'р га сбила пилота с намеченного курса, громад ная машина растерянно закружилась в снеж ном вихре. На пятьдесят пятой минуте полета, воспользовавшись улучшением ви димости, Ивашин посмотрел на баки с го рючим и ахнул — кругом нуль! Оглядел местность: льды. Прошла минута. Моторы уже чихали, готовясь заглохнуть, когда летчик Рябенко, заметив среди льдов лу жицу, пошел на посадку... Дул сильный южный ветер, погоняя низко стелющиеся облака. Очертания бе рега то появлялись, то исчезали в тумане. О продолжении полета не приходилось и мечтать — в баках не было ни грамма керосина, ни капли бензина. Самолет ка чался на плавниках в небольшой полынье, зажатой со всех сторон льдами. Посадка совершена была в Гыдаямском заливе. Но где, в какой его части—неизвестно. А залив велик, он простирается на добрые сотни километров. Потянулись томительные дни ожидания. Погода не улучшалась, густые туманы клубились над льдами. На самолете имелась резиновая шлюпка—клипер-бот. Несколько попыток спустить клипер-бот на воду окон чились неудачей: ветер опрокидывал легкую лодку. На четырнадцатый день Ивашин решил все же сделать вылазку на берег. Жихарев, Греков и Ивашин, взяв из скудного остатка продовольствия жесткий пятидневный паек, ружья, топор, веревки и спальные мешки, В. Л. ИВАШИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz