Советская Арктика. 1936, №7.

Эль-Ре тс та*. В. Л. [Ивашин ЭЛЬ-РЕГИСТАН Летчика Василия Махоткина мы встре­ тили над Енисеем в чоздухе, где-то между €8-й и 69-й парал­ лелью. Его двухмо­ торный .АНТ-7" мчал­ ся нам навстречу, рас­ пластав неподвижные крылья. Махоткин со­ вершал очередной зим­ ний рейс из Красно­ ярска в Дудинку — центрТаймырского на­ ционального округа. Он вывозил на мате­ рик последних членов героической экспеди­ ции ^гидрографа Бе­ лова, пробивших ок­ но из моря'Лаптевых вглубь Авамо-Хатанг- ской тундры. Одно­ временно с этим из Красноярска в Дудин­ ку он перебрасывал экспедицию по разра­ ботке нефтяных ,,богатств Хатанги и бухты Нордвик. Махоткин прилетел на полярную воздуш­ ную магистраль летЬм 1934 года прямым рейсом с берегов Черного моря. Он нале­ тал на ледовых разведках Карского моря 13 тысяч километров, изучая капризы измен­ чивой северной погоды и особенности арктических воздушных течений, рождаю­ щих холодные антициклоны. Он появлялся ■на побережье полярных морей, парил над пустынными островами, летал в залив Гыда- Ямо с грузом бензина для самолета, затер­ того льдами в Гыданской губе. Здесь Ма­ хоткин встретил Василия Ивашина, нынеш­ него своего бортмеханика, человека с ле­ гендарным прошлым. Собственно, трудно считать прошлым то, что случилось с Васи­ лием Лукичем Ивашиным в 1“33 году. Авиатехник Ивашин, работающий с 1929 года в полярных широтах, в октябре 1933 года вылетел из Ленинграда на Енисейский север на новом самолете „Дорнье-Валь". Самолет пилотировал летчик Рябенко. На борту тяжело 1 морской машины находились второй пилот Жихарев, бортмеханик Орлов и два пассажира. На Арктику надвигалась уже зима, погода с каждым днем становилась все хуже и хуже, дули холодные ветры, учащались туманы, пасмурные дни. Самолет, заблудив­ шись в тумане, сжег почти весь запас го­ рючего и в районе Мачу й-Сале, непо- далёку”от домика зимовщика Грудицкого, Ь „Советскяя Аоктикя*. № 7 совершил посадку на воду. Льдины уже плава­ ли по реке, надо было уходить в надежное пристанище. За отсут­ ствием бензина при­ шлось заправить баки самолета небольшим количеством керосина, которым поделилась зимовка с экипажем. Самолет взлетел на бензине, а через пять минут полета Ивашин перевел машину на керосин. И ничего,— сильно дымила, но ле­ тела машина на керо­ сине. Экипаж решил про­ биваться на зимовку Гыда-Яму к Гыдан­ ской губе, рассчиты­ вая здесь заправить­ ся бензином Внезап­ но налетевшая п 'р га сбила пилота с намеченного курса, громад­ ная машина растерянно закружилась в снеж­ ном вихре. На пятьдесят пятой минуте полета, воспользовавшись улучшением ви­ димости, Ивашин посмотрел на баки с го­ рючим и ахнул — кругом нуль! Оглядел местность: льды. Прошла минута. Моторы уже чихали, готовясь заглохнуть, когда летчик Рябенко, заметив среди льдов лу­ жицу, пошел на посадку... Дул сильный южный ветер, погоняя низко стелющиеся облака. Очертания бе­ рега то появлялись, то исчезали в тумане. О продолжении полета не приходилось и мечтать — в баках не было ни грамма керосина, ни капли бензина. Самолет ка­ чался на плавниках в небольшой полынье, зажатой со всех сторон льдами. Посадка совершена была в Гыдаямском заливе. Но где, в какой его части—неизвестно. А залив велик, он простирается на добрые сотни километров. Потянулись томительные дни ожидания. Погода не улучшалась, густые туманы клубились над льдами. На самолете имелась резиновая шлюпка—клипер-бот. Несколько попыток спустить клипер-бот на воду окон­ чились неудачей: ветер опрокидывал легкую лодку. На четырнадцатый день Ивашин решил все же сделать вылазку на берег. Жихарев, Греков и Ивашин, взяв из скудного остатка продовольствия жесткий пятидневный паек, ружья, топор, веревки и спальные мешки, В. Л. ИВАШИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz