Советская Арктика. 1936, №7.

70 Советская Арктика • 1936 • М 7 В июне приехал на судно морской офицер я прошел в кают-компанию. Потом с ним вышел наш старший офицер, поставил ко­ манду во фронт и спрашивает охотников, т. е. желающих итти в полярную экспеди­ цию на шхуне «Заря*, которая стоит в Петербурге у стенки на Неве. Желающих вышло много. Но оказалось, никто не понял, куда итти, думали — на „Полярную звезду* императорскую яхту. Когда старший офицер рассказал им, что такое полярное путеше­ ствие, — желающих никого не оказалось. Тогда Цвигман подходит ко мне и говорит неизвестному офицеру: .Вот ежели пожелает итти, то просите его". Этот офицер, фами­ лия его Матисен, стал просить меня итти в экспедицию, а мне очень хотелось побы­ вать в неизвестных местах. Я согласился и распростился с товарищами, с которыми плавал три года, и с судном*. После обширных чисто выдраенных палуб .Герцога Эдинбургского" маленькая „Заря* (в прошлом норвежское китобойное судно) не понравилось, конечно, новому боцману, но сожалеть было некогда. Время не ждало. 21 июня (по новому стилю) 1900 года „Заря* отчалила от набережной Невы. В жизни 26-летнего боцмана начался но­ вый этап. * Первая русская полярная экспедиция на шхуне „Заря* под начальством геолога Э.. Толля, имела целью поиски гипотетиче­ ской .Земли Санникова*, севернее Ново­ сибирских островов. 13 августа „Заря* была уже у Диксона, а 26 сентября стала на зимовку в бухте Колин Арчер (76°08' сев. шир. 95°04' вост. долг.) Во время зимовки участники экспе­ диции вели научную работу. На маленьком островке — острове Наблюдений, располо­ женном в 3/4 версты от судна, был по­ ставлен наблюдательный пункт. Постройка павильона и домика была пору­ чена Бегичеву. Сбор плавника для отопле­ ния тоже вошел в его обязанности. Еже­ дневные поездки в полярную ночь и непогоду требовали большого напряжения сил. Занесенный снегом плавник приходи­ лось искать по побережью, за 10—15 верст от судна, собирать и подвозить его на соба­ ках. Бегичев упоминает об одной такой поездке, чуть не кончившейся трагично. „Один раз я привез три нарты дров, и поехали в этот день вторично четверо. Дрова нашли недалеко — верстах в пяти от судна. День был тихий, ясный... Вдруг ударила пурга. Мы ездили-ездили, но судна не нашли. Приехали к совершенно незнако­ мому берегу. Дрова бросили. Снова поехали искать судно, но опять приехали к берегу. Здесь я узнал место и поехал прямо на восток проливом, попав на телефонный провод, который был проведен с судна на остров Наблюдений, и мы благополучно добрались до судна. На судне очень беспо­ коились о нас — пускали ракеты, звонили в колокол, но мы ничего не видали и не слыхали. Рассчитывая скоро вернуться, мы были очень легко одеты и сильно про­ зябли*. . . . 25 августа лед возле .Зари* пришел в движение и вынес ее в море через про­ лив Фрама. После нескольких взрывов пироксилином шхуна освободилась из ледя­ ных объятий и вышла на чистую воду. Путь свободен. Через несколько суток „Заря* взяла курс к северовостоку и подошла к острову Бен­ нета. Запас угля кончался. Это заставило Толля повернуть на юг, к острову Котель­ ному. Здесь, в бухте Нерпалах и провела экспедиция свою вторую зимовку. Одиннадцать месяцев ледяного плена в бухте Колин Арчер были для Бегичева новой школой, заставили произвести „пере­ оценку ценностей*. Работа в необычных условиях, когда стиралась грань между нижними чинами и офицерами, выработала новый взгляд на окружающее. Когда на следующую зимовку в бухте Нерпалах лей­ тенант Колчак,1 заменявший в то время командира судна, несправедливо обругал Бегичева, последний не стерпел и реагиро­ вал совсем иначе, чем это было бы на „Герцоге Эдинбургском*. Вот как описывает Бегичев этот случай: „Командир уехал в экскурсию вокруг Ко­ тельного острова, за него остался Колчак. Как-то мы обкладывали снегом борт судна. На вахте стоял Железников. Колчак послал его привезти несколько бревен в магнитный домик. Через некоторое время выходит он из кают-компании и кричит вахтенного, но его нет. Зовет он меня и говорит: „Где у тебя вахтенный?* Я говорю: „Вы его куда-то сами послали*. Он меня обругал. Я очень озлился на несправедливость и обругал его тоже, сказав при этом: раз офи­ цер его величества так ругается, то мне и подавно можно. Он сказал: „Я на тебя донесу морскому министру', а я ответил: „Хотя бы и императору, я никого не боюсь". Он крикнул: „Я тебя застрелю!* Тогда я схва­ тил железную лопату и бросился к нему, но он тут же ушел в каюту*... В мае 1902 года Толль с Зебергом и промышленниками Гороховым и Протодья- коновым отправились на двух собачьих упряжках на остров Беннета, куда за ними должна была притти „Заря*. В следующую навигацию попытки „Зари* пройти к острову Беннета не удались: кончался уголь и одолевали очень тяжелые льды. Матисен, действуя по инструкции Толля, повернул к югу, в бухту Тикси. Оставив шхуну в бухте, экспедиция выехала по Лене вверх . . . 1 Впоследствии контрреволюционный де. ятель и палач рабочих.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz