Советская Арктика. 1936, №7.
66 Советская Арктика • 1936 • № 7 трудом, особенно во время аварии. Все участники этого похода были награждены орденом Трудового Красного знамени. „Сибиряков" заходил в японские порты, и, таким образом, Кренкель во второй раз побывал за границей. Полет на немецком дирижабле сделал Кренкеля поклонником дири жаблей, одно время он даже работал бортрадистом на самом большом в те годы дирижабле в СССР — „В-3". Особенно запомнился Кренкелю один полет, когда они вдвоем с женщиной-штурвальной спасли дири жабль от неминуемой катастрофы во время ночнсгй вынужденной посадки. В полете испортился руль направления, дирижабль начало сильно трепать; в темноте пошли на посадку. Неожиданно из тумана выныр нуло высокое здание, на которое несся неуправляемый дирижабль. Кренкель и штурвальная кинулись к бездействующему управлению, пы таясь руками натянуть стальные тросы и повернуть руль. Опасность придавала силы, и через минуту резко повернутый и невредимый дири жабль пронесся мимо злополучного дома. Штурвальная до кости про резала руку стальными тросами, но дирижабль и жизнь экипажа были спасены. Во второй сквозной рейс, на ледокольном пароходе „Челюскин"1,. Кренкель пошел уже старшим радистом. Неблагоприятная ледовая об становка не дала „Челюскину" закончить свой победно пройденный путь. У Берингова пролива начался обратный дрейф льдов, среди кото рых было затерто судно. 13 февраля „Челюскин" пошел ко дну, оставиа на льдине весь свой крепкий и спаянный коллектив. И ни разу радио с этого корабля не бросало в эфир сигналов бедствия. И ни одна станция мира не услышала от него звучащих от чаянием и беспомощностью „SOS". Перенесенная на льдину радиоустановка сообщила советскому пра вительству, что все находящиеся на льдине спокойно ждут своего спа сения, в котором они совершенно уверены. Когда операция по выгрузке на льдину была закончена и „Челюс кин" отдал свой последний салют клубами пара и сажи, первой забо той экспедиции было наладить радио, чтобы сообщить о своем место нахождении. , ь ) Эрнст Кренкель со своими помощниками ночью же принялся за сборку и установку антенны и передатчика. С трудом разыскивая в тем ноте отдельные части, на 30-градусном морозе, люди работали неуто мимо. Вскоре была поставлена небольшая антенна и в раскинутой палатке налажена радиоустановка. Мерзли руки, мерзли уши от холодных науш ников, но Кренкель настойчиво подавал сигналы. Вскоре он услышал разговор станции Уэлена с мысом Северным. Разговор шел о „Челюскине", о его судьба. Кренкель с удвоенной си лой стал подавать сигналы, но его не слышали, так как волна была слишком коротка (300 метров), нужно было удлинить волну, а для этого- надо наращивать антенну. С разрешения О. Ю. Шмидта оставили эту операцию до рассвета. На утро антенна была удлинена, и .с этого мо мента налажена устойчивая и хорошая радиосвязь с Уэленом и Северным. Но работать в радиопалатке было очень трудно: из-за сжатия льдов несколько раз приходилось разбирать и переносить антенну, радиоаппаратура не желала приноравливаться к ледовым условиям^ Ночью температура падала ниже нуля, и радиоаппаратура вся промер- зала, а по утрам, когда горел камелек,аппаратура „потела" и покрыва-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz