Советская Арктика. 1936, №7.

Т. А. Караваева. Эрнст Кренкель 65 После этой зимовки Кренкель работал на гидрографическом судне „Таймыр", а потом в Москве в Научно-испытательном институте связи. Но работать в Москве, в спокойной обстановке, он уже не мог. Он стал патриотом Севера и считал, что только там он сможет с пользой приложить свои силы и знания. Узнав о подготовляемой экспедиции на Землю Франца-Иосифа, где нужно было установить радиостанцию, Кренкель решил во что бы то ни стало попасть в эту экспедицию. Он опять поехал в Ленинград, где произошло его первое знакомство с Отто Юльевичем Шмидтом. Имя Кренкеля, как двукратного зимовщика на Новой Земле, было уже известно среди работников Советской Арктики. Поэтому его назначение на новую зимовку не встретило возражений. На пароходе „Седов“ экспедиция добралась до бухты Тихой, где была построена самая северная радиостанция в мире. На новой станции осталось зимовать 7 человек, среди которых был и Эрнст Кренкель. 12 января 1930 года стало для Кренкеля памятной датой: в этот день он связался с радиостанцией американской экспедиции адмирала Бэрда, находившейся на южнополярном материке. Самая северная радио­ станция в мире связалась с самой южной, находящейся недалеко от Южного полюса. Эта беседа вызвала большую сенсацию во всем мире. В 1931 году Кренкель впервые попал заграницу. Готовился большой арктический перелет на немецком дирижабле „Граф Цеппелин". От Советского Союза в этом перелете участвовало четверо: проф. Самой- лович, проф. Молчанов, инженер-дирижаблист Ассберг и радист Кренкель. Детские мечты Кренкеля сбывались: поездка за границу, необычай­ ное путешествие в Арктику на мощном дирижабле, на котором за 106 часов был проделан огромный путь в 13 тыс. километров. Первым этапом этого путешествия был перелет Фридрихсгафен — Берлин—Ленинград, а из Ленинграда уже прямо на Север: Архангельск — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — мыс Челюскина— остров Диксона — мыс Желания — вдоль Новой Земли на юг—Архангельск — Ленинград—Берлин. Во время этого полета производилась аэрофотосъемка, откры­ вались новые острова и „закрывались" несуществующие, ошибочно за­ несенные на карту, велись наблюдения чисто географического порядка, метеорологические, аэрологические, наблюдения над состоянием поляр­ ных льдов и т. д. Благополучный исход этой экспедиции многим обязан радио и радистам, так как все время ориентировались по радиопеленгу. Непре­ рывное дежурство двух радистов обеспечило бесперебойное получение метеосводок, необходимых дирижаблю в таком ответственном перелете. В книге „Дирижабль в Арктике" Кренкель подчеркивает значение радио в подобных экспедициях: „Радио в таких больших перелетах играет огромную роль. Быстрота, целость корабля, жизнь команды и научные результаты такого рода перелетов всецело зависят от четкой работы радиостанции, в частности от бесперебойного получения метео­ сведений". В 1932 году Кренкель опять участвует в одной из интереснейших экспедиций — в сквозном рейсе ледокольного парохода „Сибиряков", который первым из советских судов прошел весь Северный морской путь — из Ленинграда во Владивосток — в одну навигацию. Рейс этот был связан с большими трудностями. Всем участникам, помимо своей непосредственной работы, приходилось много заниматься физическим 5 „Советская Арктика". -N®7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz