Советская Арктика. 1936, №7.
60 Советская Арктика • 1936 • № 7 После пуска шахты была организована молодежная лава. Ваня вызвался на машине „Самсон" зарубать лаву длиной в 160 метров.- Случилось так, что начальник участка, косный, недалекий человек, за упрямился и не разрешал рубать машиной сверху вниз. Ваня горячился, доказывал свое, но, ложно поняв сущность едино началия, техническое руководство рудника поддержало начальника участка. Ребята успокаивали Белявцева, а некоторые говорили: — Здесь не Донбасс. Не хотят, чтобы машина работала в оба конца, — и не нужно. Но Ваня упорствовал. Как-то закончив вруб, он развернул машину и начал рубать сверху вниз, поставив всех перед свершившимся фак том... Машина стала работать в два конца. Вскоре открылся в Баренцбурге учебный комбинат. Ваня пошел учиться. Совмещать учебу с работой в лаве было не легким делом, пришлось перейти на работу в штрек. Здесь не было лишних машин. Ваня подобрал сломанную штанговую „Универсаль“, сам отремонтиро вал ее, и полтора года машина работала без одной крупной поломки. Иван Федорович Белявцев проработал беспрерывно на Шпицбер гене три года. ★ Когда молодому забойщику „Паркоммуны“ Троше Возному пред ложили поехать на Шпицберген, он долго отказывался. Но летом 1931 года мы все же застаем Трошу в Архангельске разыскивающим паро ход. Через несколько дней группа молодых советских горняков при была на недавно купленный у англичан г дник Грумант-Сити. Грумант-Сити не имел удобной стоянки. Ветерок любых румбов делал невозможной выгрузку или погрузку парохода. Однако, надо было спешить с разгрузкой продовольствия и оборудования. Незаметно, подкралась полярная ночь. Начались беспрерывные штормы. А на рейде стояло два парохода — „Бухарин" и „Сибиряков". Было твердо ре шено не возвращать пароходов с грузом в Архангельск. Люди круглые сутки работали на выгрузке пароходов. В начале ноября сильно похолодало. Залив затянуло ледяной коркой. По моло дому льду были настланы доски, и по ним тащили ящики, катали бочки. Настил гнулся вместе с молодым льдом, не раз бочки проваливались в воду, всплывали, их вылавливали и продолжали катить до берега. Неожиданно налетел буйный зюйд-вест, и лед с грузами, людьми и досками начало уносить вглубь залива. Вымокшие до костей люди еле добрались до берега. На берегу Троша с бригадой переоделись в сухие ватники и, спустив лодку, принялись спасать бочки с керосином маслом, ящики с виноградом и дынями. Не удалось спасти лишь вы груженные на лед разборные части здания клуба. „Клуб" ушел в бур ный, извилистый Саасен-бей. На второй день снова замерз залив, снова настлали доски, катали бочки, таскали ящики. Но глядели в оба: когда усиливался ветер, пе режидали и готовили на всякий случай лодки. Выгрузка парохода, штормы, все особенности Шпицбергена, непо нятные молодому полярнику и пугающие своей грандиозностью, повер гли Трофима в раздумье. Первое время он даже не мог спать, бродил по маленькой уличке Груманта и боялся заболеть цынгой, о которой, слышал еще на материке. Но эти переживания не помешали Троше Возному перейти зимой в шахту и сразу выдвинуться в смене, изучить уголь и перевыполнять норму.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz