Советская Арктика. 1936, №7.

М. Е. Ставницер. Патриоты Арктики 59 на Шпицберген гордость за свой рудник, обогнавший многие рудники Донбасса, „догнавший и перегнавший" соседний норвежский рудник. На советских рудниках Шпицбергена выросло много молодых гор­ няков ведущих квалификаций—представителей славного племени ста­ хановцев. Иван Федорович Белявцев родился в 1911 году. Отец Белявцева работал на заводе Гартмана в Луганске. В годы гражданской войны он ушел на фронт против белобандигов и пропал без вести. Сын попал в детский дом и там в совершенстве изучил трактор Фордзон и дви ­ гатели внутреннего сгорания. Работая трактористом на Херсонщине, пятнадцатилетний Ваня Белявцев вступил в комсомол. Здесь он узнал подробности о шахтах и, заинтересовавшись ими, поехал в Луганск. На шахту Ваню не при­ няли по малолетству. Он пошел в горпромуч. Пришлось прибавить себе год в документах, чтобы стать помощником машиниста. На курсах Белявцев познакомился с „представителями" стран З а ­ п а д а— англичанином „Самсон", американцем „Джеффри", немцами „Эйкгофф", „Демаг".1 Они стали его „приятелями". В один из августовских дней 1932 года в рудоуправление прибыл вербовщик, приглашающий рабочих добывать уголь „на Северном по­ люсе". Дальнейшие расспросы уточнили местопребывание рудников. Ваня решил поехать на Шпицберген. Вместе с группой ребят он вскоре прибыл в Мурманск. Ждали посадки на пароход. Напуганные рассказами обывателей Мурманска, ребята заколебались. — Хороши у тебя, мклый, зубы,—пожалела Ваню одна старуха,— только выпадут от цынги, спать будешь в полярку как мертвый, про­ падет румянец. В тот же день Ваня купил книгу об экспедиции Седова. Прочи­ тав ее, он твердо решил ехать, узнать, что скрыто на севере, почему люди так настойчиво пробираются в Арктику. 3 октября пароход „Крестьянин" высадил группу зимовщиков в Баренцбурге. Солнца уже почти не было. Царил сумрак. Было хо­ лодно и неуютно. Ваня пошел работать бурильщиком на строительство столовой. С трудом давались шпуры в крепкой, как гранит, мерзлой почве. Позднее он перешел в шахту. От голландцев остались старые штанговые, заржавевшие от долгого безделия машины „Универсаль". Несколько дней без толку возились возле них немецкие инженеры. Ваню это заинтересовало. Он перебрал тысячи вариантов из прак­ тики и горной литературы, но не мог сразу понять, почему машина, собранная в точности по чертежам, в лаве не работала. Однако, опыт взял свое: штанге нужна инерция. Ваня полез в лаву, пустил машину в холостую и затем дал ход вперед. Машина заработала. Инженеры разошлись, не глядя друг на друга. Через несколько дней Белявцеву поручили сделать первый вруб в лаве. Уголь пошел „на-гора". Об этом угле сообщили по радио Москве, родине. Радости молодого машиниста не было границ. Ведь вся страна, товарищи в Донбассе, трактористы, воспитанники родной детской ко­ лонии—все узнают о том, что он выдал первый уголь на шахте, лежа ­ щей далеко за полярным кругом. 1 Фирмы иностранных врубовых машин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz