Советская Арктика. 1936, №7.

С. П. Рыбников. Архангельская верфь деревянного судостроения 53 Все это — результаты хорошо проведенной подготовительной ра­ боты, изучения и освоения пушного промысла, знания своих районов, а также результат подкормки песца. Ряды стахановцев-промышлёнников множатся, стахановское дви­ жение внедряется по всем промыслам. 1 мая состоялся слет стахановцев- промышленников Новой Земли, который подвел итоги стахановской ра­ боты на зимних пушных промыслах и дал возможность широко проана­ лизировать методы работы стахановцев и поделиться их опытом. Рост материального состояния промышленников с развитием ста­ хановского движения требует большого развертывания советской тор ­ говли на островах. Существующая практика безналичных расчетов с промышленниками (приемка продукции промысла от них и выдача им в кредит товаров) должна быть перестроена. Надо ввести денежное обращение, с отменой всех норм и ограничений продажи товаров. Введение денежного обращения даст возможность промышленнику знать свой заработок, упростит расчеты и создаст большую заинтересован­ ность в увеличении добычи продукции. Ассортимент завозимых товаров снабжения должен быть расширен. С. П. РЫБНИКОВ АРХАНГЕЛЬСКАЯ ВЕРФЬ ДЕРЕВЯННОГО СУДОСТРОЕНИЯ Еще летом 1930 года мурманский берег увидел первые моторно-парусные боты бело­ морской постройки, и хозяевами этих бо­ тов были промышленники-колхозники. К осе­ ни 1930 года все построенные по плану 129 ботов были в эксплоатации. Деревян­ ное судостроение на верфи Архангельского управления Севморпути постепенно стало совершенствоваться. Верфь не только стала снабжать все арктические экспедиции моторными кате­ рами, шлюпками, баркасами, карабасами, но самостоятельно строит и экспедиционные суда до 400 тонн водоизмещения. Но до последнего времени верфи, как таковой, по существу не было. Были только строительные площадки. Увеличившаяся по­ требность в строительстве флота обязывала поставить работу на новой технической ос­ нове. Было принято решение — построить новую верфь. Строительство верфи Главсевморпути на­ чато в 1935 году с общим капитальным вло­ жением в сумме свыше 6 млн. руб. Верфь должна быть закончена в 1937 году. Строи­ тельство ее испытывает ряд трудностей, и главные из н и х— дефекты проекта. Он страдает многими недостатками: плохо раз­ работан технологический процесс, не про­ думанно определены места для строитель­ ства отдельных объектов (лесозавод) и др. Сейчас дефекты проекта исправляются. Строительство верфи получает возможность успешно решить поставленную задачу. Но если строительство судоверфи по су­ ществу только еще начинается, то это вовсе не означает отсутствия строительства судов. С 1933 года выпущено 217 судов, не считая мелких „посуд". В одном 19л5 году верфь выпустила 61 судно на сумму свыше 1млн. рублей. В 1936* году верфь должна выпу­ стить 110 судов на сумму 2,5 млн. рублей. Ряд построенных судов признан по от­ зывам удачными, например, шпицберген­ ские кунгасы. Они оригинальны по кон­ струкции и мало похожи на дальневосточ­ ные кунгасы. Моторные катеры для экспеди­ ций (известные „петушки") в этом году вы­ пускаются в количестве 22 штук. Новозе- мельские катеры стали типовыми суднами. По типу экспедиционного .Шторма* вы­ строен „Вихрь", строится .Борис Могиле- вич' и будут строиться три бота для Якутии. В уточнении чертежей, как правило, участ­ вует коллектив. Например, новоземельские катеры Островного хозяйства, сохранив пол­ ностью свои первоначальные .теоретические' обводы, в части надстроек во многом отли­ чаются от первого выпуска. Все изменения сделаны в соответствии с указаниями ново- земельских промышленников. То же и с „пе­ тушками": учитывались указания капитанов судов и отдельных членов экспедиций. Но в Архангельске нет проектного бюро, нет его и при теруправлеяии. Проектное бюро надо создать не в Москве и не в Ленинграде, а в Архангельске, так как

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz