Советская Арктика. 1936, №7.
С. П. Рыбников. Архангельская верфь деревянного судостроения 53 Все это — результаты хорошо проведенной подготовительной ра боты, изучения и освоения пушного промысла, знания своих районов, а также результат подкормки песца. Ряды стахановцев-промышлёнников множатся, стахановское дви жение внедряется по всем промыслам. 1 мая состоялся слет стахановцев- промышленников Новой Земли, который подвел итоги стахановской ра боты на зимних пушных промыслах и дал возможность широко проана лизировать методы работы стахановцев и поделиться их опытом. Рост материального состояния промышленников с развитием ста хановского движения требует большого развертывания советской тор говли на островах. Существующая практика безналичных расчетов с промышленниками (приемка продукции промысла от них и выдача им в кредит товаров) должна быть перестроена. Надо ввести денежное обращение, с отменой всех норм и ограничений продажи товаров. Введение денежного обращения даст возможность промышленнику знать свой заработок, упростит расчеты и создаст большую заинтересован ность в увеличении добычи продукции. Ассортимент завозимых товаров снабжения должен быть расширен. С. П. РЫБНИКОВ АРХАНГЕЛЬСКАЯ ВЕРФЬ ДЕРЕВЯННОГО СУДОСТРОЕНИЯ Еще летом 1930 года мурманский берег увидел первые моторно-парусные боты бело морской постройки, и хозяевами этих бо тов были промышленники-колхозники. К осе ни 1930 года все построенные по плану 129 ботов были в эксплоатации. Деревян ное судостроение на верфи Архангельского управления Севморпути постепенно стало совершенствоваться. Верфь не только стала снабжать все арктические экспедиции моторными кате рами, шлюпками, баркасами, карабасами, но самостоятельно строит и экспедиционные суда до 400 тонн водоизмещения. Но до последнего времени верфи, как таковой, по существу не было. Были только строительные площадки. Увеличившаяся по требность в строительстве флота обязывала поставить работу на новой технической ос нове. Было принято решение — построить новую верфь. Строительство верфи Главсевморпути на чато в 1935 году с общим капитальным вло жением в сумме свыше 6 млн. руб. Верфь должна быть закончена в 1937 году. Строи тельство ее испытывает ряд трудностей, и главные из н и х— дефекты проекта. Он страдает многими недостатками: плохо раз работан технологический процесс, не про думанно определены места для строитель ства отдельных объектов (лесозавод) и др. Сейчас дефекты проекта исправляются. Строительство верфи получает возможность успешно решить поставленную задачу. Но если строительство судоверфи по су ществу только еще начинается, то это вовсе не означает отсутствия строительства судов. С 1933 года выпущено 217 судов, не считая мелких „посуд". В одном 19л5 году верфь выпустила 61 судно на сумму свыше 1млн. рублей. В 1936* году верфь должна выпу стить 110 судов на сумму 2,5 млн. рублей. Ряд построенных судов признан по от зывам удачными, например, шпицберген ские кунгасы. Они оригинальны по кон струкции и мало похожи на дальневосточ ные кунгасы. Моторные катеры для экспеди ций (известные „петушки") в этом году вы пускаются в количестве 22 штук. Новозе- мельские катеры стали типовыми суднами. По типу экспедиционного .Шторма* вы строен „Вихрь", строится .Борис Могиле- вич' и будут строиться три бота для Якутии. В уточнении чертежей, как правило, участ вует коллектив. Например, новоземельские катеры Островного хозяйства, сохранив пол ностью свои первоначальные .теоретические' обводы, в части надстроек во многом отли чаются от первого выпуска. Все изменения сделаны в соответствии с указаниями ново- земельских промышленников. То же и с „пе тушками": учитывались указания капитанов судов и отдельных членов экспедиций. Но в Архангельске нет проектного бюро, нет его и при теруправлеяии. Проектное бюро надо создать не в Москве и не в Ленинграде, а в Архангельске, так как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz