Советская Арктика. 1936, №7.

-42 Советская Арктика • 1936 • Л« 7 водили на буксире баржи с лесом в Маточкин Шар. Всем известна проводка караванных судов (среди которых были 2 несамоходных) из Архангельска в Одессу. Из Ленинграда был проведен на буксире в Одессу углеперегружатель „Титан", причем по Средиземному морю его вели со скоростью до 9 миль в час, тогда как по общим правилам полагается вести на буксире со скоростью 3—5 миль в час. В 1935 году „Ленин" провел на буксире „Куйбышева" (потерял 3 лопасти винта) из Юшара в Мурманск. Железные баржи — большое подспорье для снабжения Амдермы и становищ Новой Земли. Их можно оставлять или в Белужьей Губе, или в Русской Гавани и затем на ботах развозить грузы по мелким стано­ вищам, куда большому пароходу трудно подойти. Баржи уменьшают время простоев пароходов. Дальстрой будет с 1937 года завозить на Колыму 25000 тонн гру ­ зов, доведя их к 1939 году до 50000 тонн. Сейчас стоит вопрос, где Дальстрой должен иметь причал — в Архангельске или в Мурманске? Мурманск — незамерзающий порт, и роль его в перевозках на запад велика. Но Севморпуть заинтересован и в восточном направлении. А здесь два лимита — пролив Вилькицкого, который открывается в на­ чале августа, и Югорский Шар, который открывается для грузовых пароходов в конце июня — в начале июля. А в это время для походов на восток Мурманск и Архангельск находятся в одинаковых мореходных условиях. Кроме того, перевозка тонны груза из Ленинграда в Архангельск по железной дороге стоит 90 руб. 26 коп,, а в Мурманск 107 руб. 07 коп. Большая часть грузов идет через Москву. Тонна груза Москва — Архан­ гел ь ск стоит 91 руб., а Москва — Мурманск — 129 руб. 83 коп.; Харь­ к о в— Архангельск— 129 руб. 83 коп., а Х ар ьк ов— Мурманск— 159 руб. 41 коп.; Коканд — Архангельск — 222 руб. 90 коп, а Коканд — Мурманск 256 руб. 46 коп. В среднем перевозка тонны груза на Архангельск стоит дешевле на 28 руб., что для О0 00Э тонн грузов Дальстроя даст эконо­ мию около 1400 000 руб. Кроме того, обработка тонны груза в Мур­ манске рублей на 9 дороже, чем в Архангельске. Полагают, что суда от Мурманска до Архангельска будут итти пустыми. Но Дальстрою выгоднее оплатить этот холостой пробег и со­ хранить более миллиона рублей для нужд своего строительства, чем переплачивать их на ж.-д. перевозках. Все это говорит за то, чтобы причал Дальстрою построить в Архангельске.1 На январском хозяйственном и партийном совещании Главсевмор­ пути Отто Юльевич Шмидт указал, что „в 1936 году теруправлениям придется держать экзамен уже не только на жизнеспособность их, но и по линии выполнения новых, значительно осложненных задач”. Нави­ гация 1936 года — строгий экзамен для Архангельского теруправления. Оно работало в прошлом с большими ошибками. Сейчас мы перестро­ ились. При помощи политотдела мы выполним задачи, поставленные перед нами. Экзамен сдадим с высоким баллом работы. 1 Вопрос о том, где построить причал — в Мурманске или в Архангельске, редак­ ция считает спорным и печатает это в порядке обсуждения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz