Советская Арктика. 1936, №7.
В. В. Сенкевич. Орнамент у народов Севера 33 красок и линий. Эти качества приближают его к греческому меоандру, сохранивше муся в раскопках микенских ваз. И тут и там скромность линий и пристрастие к ко ричневому цвету. Стиль орнамента, имеющийся у коряков, якутов, ламутов, камчадалов и чукчей, мы назовем геометрическим. В нем уже встре чаются и круги и спирали, но основа его больше квадрат и треугольник, чем круг. В геометрическом орнаменте северных на родов меньше оригинальности, чем в стиле .оленьего рога*. По виду он очень похож на готический стиль орнамента средних ве ков, вернее — на готическую резьбу по дереву. У якутов очень интересен гончарный ор намент на глиняной посуде. Он Сывает лепной и вырезанный. На горшок он или нацепляется готовой глиняной лентой, или вырезается палочкой или ногтем. В нем ча сто встречаются ломаный меоандр и кружоч ки, называемые .сосок кобылы“. Корячки особенно любят украшать орна ментом свою верхнюю одежду — кухлянку. Сама вышивка у них называется „упован“. Упован нашивается на подол кухлянки. Он делается из кожаных вырезок или вы шивается бисером по плису. Чукчанки делают вышивки на своих оде ждах чаще всего из черных и белых ква дратов гладкой оленьей шкуры. Некоторые чукотские вышивки имеют символические названия — „солнце“, .месяц", .звезда*. В геометрическом орнаменте чукчанок и ко рячек встречаются растительные мотивы — меховые цветы и листья—и круги, изобра жающие солнце, луну и даже концентри ческие круги луча. Эта тематика сплетена в нем с охотничьими мотивами — фигурами зверей и рыб. Подобное сплетение стиля вполне соответствует быту коряцких жен щин, занимающихся уже огородничеством, чего нет у вышеописанных народностей (хантэ, манси и ненцев). Вместе с огород ничеством в их геометрический орнамент проникли растительные и звездно-солнечные узоры. Кроме мехового орнамента, эти на роды делают еще орнамент на фигурках из мамонтовой кости. В этом стиле орнамента есть вышивка, отличающаяся особенной красотой и художественностью формы. Осо бенно искусны в орнаментике этого стиля ламутки, прекрасно вышивающие бисером свои одежды. К третьей группе мы отнесем эскимосский фигурный орнамент. Он составляется из реалистических, а не схематических фигур животных и рыб. Подобным орнаментом эскимосы украшают свои одежды и костя ные изделия. Этот стиль ярко подтверждает наше определение орнамента как предмет ного, конкретного искусства. Фигурный стиль эскимосского орнамента ведет свое начало от глубокой древности. Он тесно связан с охотничьей магией. Он удивляет той точностью, с которой изобра жены тюлени на миниатюрной трубке для курения. Очевидно, этот орнамент возник в ту пору, когда суровые законы симпати ческой магии не разрешали схематизировать изображения зверя и рыбы. Реализм и тон кое исполнение эскимосского фигурного орнамента имеют огромную художественную ценность. По жизнерадостной реалистиче ской правде в изображении животных он может соперничать с древнегреческим изо бражением человеческого тела. Четвертый стиль в северном орнаменте — это уже вышеописанный нами нанайский орнамент загадка В нем очень сильно монгольское влияние: в его контурах много волнистого меоандра и загадочных рисун ков. Очень разнообразна его сюжетная те матика: тут и птица, и бабочка, и лягушки, и листья. Из всех орнаментов Севера он наиболее красочен и запутан в линиях. В контурах его очертаний уже нет сдержан ности предыдущих северных стилей орна ментики. Зато он более разнообразен, и по формам его сложные линии часто напоми нают арабески мавританского стиля и тре буют колоссальной техники исполнения. Среди женщин северных народов есть истинные художницы орнаментики, искус ством которых следовало бы украсить наш социалистический быт. Этими образцами искусства орнамента следует воспользоваться при организации кустарной промышленности на Севере. 3 Советская Арктика № 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz