Советская Арктика. 1936, №7.

В. В. Сенкевич. Орнамент у народов Севера 33 красок и линий. Эти качества приближают его к греческому меоандру, сохранивше­ муся в раскопках микенских ваз. И тут и там скромность линий и пристрастие к ко­ ричневому цвету. Стиль орнамента, имеющийся у коряков, якутов, ламутов, камчадалов и чукчей, мы назовем геометрическим. В нем уже встре­ чаются и круги и спирали, но основа его больше квадрат и треугольник, чем круг. В геометрическом орнаменте северных на­ родов меньше оригинальности, чем в стиле .оленьего рога*. По виду он очень похож на готический стиль орнамента средних ве­ ков, вернее — на готическую резьбу по дереву. У якутов очень интересен гончарный ор­ намент на глиняной посуде. Он Сывает лепной и вырезанный. На горшок он или нацепляется готовой глиняной лентой, или вырезается палочкой или ногтем. В нем ча­ сто встречаются ломаный меоандр и кружоч­ ки, называемые .сосок кобылы“. Корячки особенно любят украшать орна­ ментом свою верхнюю одежду — кухлянку. Сама вышивка у них называется „упован“. Упован нашивается на подол кухлянки. Он делается из кожаных вырезок или вы­ шивается бисером по плису. Чукчанки делают вышивки на своих оде­ ждах чаще всего из черных и белых ква­ дратов гладкой оленьей шкуры. Некоторые чукотские вышивки имеют символические названия — „солнце“, .месяц", .звезда*. В геометрическом орнаменте чукчанок и ко­ рячек встречаются растительные мотивы — меховые цветы и листья—и круги, изобра­ жающие солнце, луну и даже концентри­ ческие круги луча. Эта тематика сплетена в нем с охотничьими мотивами — фигурами зверей и рыб. Подобное сплетение стиля вполне соответствует быту коряцких жен­ щин, занимающихся уже огородничеством, чего нет у вышеописанных народностей (хантэ, манси и ненцев). Вместе с огород­ ничеством в их геометрический орнамент проникли растительные и звездно-солнечные узоры. Кроме мехового орнамента, эти на­ роды делают еще орнамент на фигурках из мамонтовой кости. В этом стиле орнамента есть вышивка, отличающаяся особенной красотой и художественностью формы. Осо­ бенно искусны в орнаментике этого стиля ламутки, прекрасно вышивающие бисером свои одежды. К третьей группе мы отнесем эскимосский фигурный орнамент. Он составляется из реалистических, а не схематических фигур животных и рыб. Подобным орнаментом эскимосы украшают свои одежды и костя­ ные изделия. Этот стиль ярко подтверждает наше определение орнамента как предмет­ ного, конкретного искусства. Фигурный стиль эскимосского орнамента ведет свое начало от глубокой древности. Он тесно связан с охотничьей магией. Он удивляет той точностью, с которой изобра­ жены тюлени на миниатюрной трубке для курения. Очевидно, этот орнамент возник в ту пору, когда суровые законы симпати­ ческой магии не разрешали схематизировать изображения зверя и рыбы. Реализм и тон­ кое исполнение эскимосского фигурного орнамента имеют огромную художественную ценность. По жизнерадостной реалистиче­ ской правде в изображении животных он может соперничать с древнегреческим изо­ бражением человеческого тела. Четвертый стиль в северном орнаменте — это уже вышеописанный нами нанайский орнамент загадка В нем очень сильно монгольское влияние: в его контурах много волнистого меоандра и загадочных рисун­ ков. Очень разнообразна его сюжетная те­ матика: тут и птица, и бабочка, и лягушки, и листья. Из всех орнаментов Севера он наиболее красочен и запутан в линиях. В контурах его очертаний уже нет сдержан­ ности предыдущих северных стилей орна­ ментики. Зато он более разнообразен, и по формам его сложные линии часто напоми­ нают арабески мавританского стиля и тре­ буют колоссальной техники исполнения. Среди женщин северных народов есть истинные художницы орнаментики, искус­ ством которых следовало бы украсить наш социалистический быт. Этими образцами искусства орнамента следует воспользоваться при организации кустарной промышленности на Севере. 3 Советская Арктика № 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz